* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
&
ИСЛАМ В РОССИИ
считать избирательное использование исламского богословско пра вового наследия в конкретных идеологических целях. В наши дни И. является второй в мире по численности последователей религией после христианства. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман колеблется от 800 млн до 1 млрд человек. Значительные мусульманские общины существуют в более чем 120 странах мира. Среди них в 35 странах мусульмане составляют большинство насе ления — свыше 80 % в странах Зап. и Центральной (Средней) Азии (кроме Ливана, Кипра, Израиля) и Сев. Африки, в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш. Мусульмане составляют от 50 до 80 % жителей в Гвинее, Мали, Ливане, Чаде, Судане, ок. половины в Малайзии и Нигерии. Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины существуют в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман проживает в Китае, Эфиопии, Танзании, Таиланде, на Кипре, в странах Европы и Америки, в России и странах СНГ.
И.Л. Алексеев, А.В. Коротаев
ИСЛАМ В РОССИИ — ислам является одной из традиционных религий на территории России. Наиболее ранние контакты и связи народов бывшей Российской империи с исламским миром могут быть датированы 7–8 вв. В сер. 7 в. первые арабские завоеватели проникают на территорию Закавказья и Средней Азии. К нач. 8 в. границы территорий, вошедших в состав халифата, проходили на Кавказе по Главному Кавказскому хребту (до Дербента). В Средней Азии в состав мусульманских владений входили Мавераннахр (тер ритория к северу от Амударьи), Хорезм, Фергана. В результате завоеваний было сформировано целостное социально политиче ское пространство, на котором проходили интенсивные процессы культурно цивилизационного взаимодействия, главным результатом которых стало широкое распространение ислама на этих террито риях при сохранении значительного количества автохтонных доис ламских религиозных традиций. Процесс исламизации сопровож дался также известной арабизацией местного населения. С другой стороны, арабы, переселившиеся на эти территории, постепенно сами ассимилировались местным населением. Фактический распад халифата как централизованной системы политической власти в 9 в. привел к прекращению широкой военной экспансии, однако распространение ислама к северу от завоеванных территорий про исходило в связи с расширением торговых и хозяйственных связей между Ближним и Средним Востоком и регионами Центральной Евразии, в т. ч. Русью. Первыми мусульманами, с которыми встре тились жители Руси, были, по видимому, хазары, исповедовавшие ислам наряду с иудаизмом, христианством и языческими верования ми. Официальное принятие ислама в Волжско Камской Булгарии датируется 922, когда ко двору булгарского хана Алмуша прибыло посольство багдадского халифа аль Муктадира, в составе которого находился Ахмад ибн Фадлан, оставивший описание своего путеше ствия. Наиболее сложным и неоднозначным для русско мусульман ских взаимоотношений был период монголо татарского ига и Золо той Орды. Под властью монголов оказались не только русские, но и проживавшие в Поволжье мусульмане булгары. В 1245 монголь ский хан Берке принимает ислам, а с 1312 при хане Узбеке ислам