* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
%&
ИСЛАМ
торый должен «открыть» в теле человека вначале верхние энерге тические центры (чакры), связанные с интеллектом и эмоциональ ностью, а потом нижние, отвечающие за физический уровень. В понимании Гхоша, даже материальная природа есть йога, посколь ку она неосознанно «стремится» обнаружить в себе божествен ность. В этом случае И. й. оказывается «интеграцией и концентра цией действий, широко разбросанных и небрежно скомбинирован ных на низшей стадии эволюции». Практика И. й. ведет, во первых, к «интегральному постижению» божественной сущности, когда она понимается не только как единое и бесформенное начало, но и как наделенное множеством различимых аспектов; а во вторых, к «ин тегральному освобождению», т. е. к всеобъемлющему контакту индивида с Богом, преобразованию своего низшего существа в образ божественного. Тем самым «достигается совершенная гармония плодов знания, любви и труда». Ум и тело человека становятся чистыми каналами, через которые божественная жизнь свободно и обильно изливается в мир. Практикующий интегральный йогин стремится не столько к обретению трансцендентного покоя, сколь ко к такому уровню сознания, который позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающей действительностью и работать на улучшение социального и космического ландшафта. Интегральный йогин — идеальное существо из породы «богочеловечества», или «гностической расы», которое понимает, что освобождение одного непременно должно соотноситься с освобождением всех. Такие идеальные люди составят будущее человечества. Гхош подчеркива ет универсализм своего направления, замечая, что здесь не делается различия между индийцами и европейцами. Авторитет Гхоша во многом содействовал укреплению начавшейся в 20 в. тенденции по степенной «космополитизации» йоги, благодаря чему эта древняя индийская традиция все чаще воспринимается как часть общечело веческого духовного наследия. И. й. стала достаточно известным направлением йоги к сер. 20 в., сохраняя определенную популяр ность и в настоящее время. В различных странах (в т. ч. в России) действуют многочисленные центры И. й., главный из которых на ходится в Пондишери, или Путтуччери (Юж. Индия).
С.В. Пахомов
ИСЛАМ (ал ислам — покорность, предание себя [Богу]) — одна из трех (наряду с христианством и буддизмом) мировых религий, имеющих наибольшее число последователей. Регион традиционного распространения И., где он стал основным культурообразующим фактором, охватывает Ближний и Средний Восток, Сев. Африку, Центральную Азию, Сев. Кавказ и часть Закавказья, Центральную Россию (Поволжье и Приуралье). Кроме того, последователи И. при сутствуют почти во всех странах мира. За пределами ареала тради ционного распространения крупные общины последователей И. имеются в странах Зап. и Юж. Европы, Сев. Америки, Тропической и Юж. Африки. И., наряду с христианством и иудаизмом, относится к т. наз. «авраамическим религиям», восходящим своими корнями к древнейшим формам ближневосточного монотеизма. С этими моно теистическими религиями И. объединяет не только общее в своей основе историко мифологическое наследие, но и единая в принципе картина мира. Осознание исходного единства авраамического моно