* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЗОРОАСТРИЗМ
#'
научных источниках «З. гатический» или «дуалистический моноте изм», представляющий собой полностью измененную форму тради ционного культа Ахура Мазды. Все остальные божества пантеона иранских арийцев были причислены к дэвам — покровителям врагов и самим врагам. Ахура Мазда («Господь Мудрый») не имеет телесно го воплощения и в «Гатах» обычно именуется «Дух». На него Зара туштрой перенесены функции Аша («Правды, Истины»), глобально го понятия эпохи индоиранской общности. Ахура Мазде противо стоит извечный противник, неперсонифицированный Злой Дух, легко соотносимый с Друдж («Ложью») индоиранской традиции. Отсюда приверженцы истины называются ашаваны, а приверженцы лжи друджванты. Ахура Мазда действует в мире посредством своих шести эманаций: Воху Маны (Благой Мысли), Аша Вакишты (Лучшей Ис тины), Хшатра Варьи (Наилучшего Распорядка), Спэнта Армайти (Свя того Благочестия), Харватат (Целостности) и Амэртат (Бессмертия). Пророк категорически отрицал старые ритуалы, в частности возлия ние наркотического напитка хаомы, и считал непростительным гре хом принесение в жертву скота. 2. З. маздаяснизм. После смерти За ратуштры началось постепенное смягчение жестких монотеистиче ских установок. На востоке Ирана появились тексты молитв «Ясна семи глав», или «Семиглав», где эманации Ахура Мазды признаются Бессмертными Святыми (Амеша Спента), божествами мужского и женского пола, покровительствующими роду людскому, скоту, огню, металлам, земле и оседлой жизни, растениям и воде. Ахура Мазда именуется язатом (авест. «достойным почитания»). Появляется текст «Второго Семиглава», содержащий молитву Хаоме — богу, растению и напитку, ранее отвергнутому Заратуштрой. Новые взгляды были восприняты в Мидии (Зап. Иран) жреческим племенем магов (ма гуш). Самоназвания верующих того времени — маздаясна (поклоня ющийся, почитающий Мазду), а также заратуштри (последователь Заратуштры). Но несмотря на определенные уступки старой вере, З. оставался на монотеистических позициях в жреческой среде. В кон. 6 в. до н. э. маги становятся служителями культа при дворе мидий ских царей, охотно поддержавших вероучение, используя его в по литических целях. 3. З. Ахеменидов, или маздаизм (маздеизм). В Персиде (Юж. Иран) при дворе Ахеменидов (7 в. до н. э.) придер живались традиционных маздаистских (дозороастрийских) культов. В 6 в. до н. э. идеи маздаяснизма начинают проникать из Мидии в Персию, где не встречают особого понимания со стороны «закоре нелых язычников». При Кире II (Великом) происходит освобожде ние Персии от мидийского господства, завоевание территории Ми дии и подчинение ряда стран Ближней Азии и Среднего Востока. Развиваются культы старых богов — Ардви Суры Анахиты, Верт рагны и Митры, оказывается поддержка местным культам завоеван ных стран. Политическая ситуация того времени требовала вырабо тать единую религиозную доктрину для централизации государства. При Дарии Ахура Мазда официально утверждается верховным цар ским божеством, о чем свидетельствует Бехистунская надпись. В знаменитой антидэвовской надписи Ксеркса (5 в. до н. э.) содер жится отрицание низших богов дозороастрийской традиции. При царе Артаксерксе I наступает переломный момент веры, когда З. в виде генотеистического дуализма становится государственной рели гией Ахеменидов. В этот период окончательно утверждается главная