* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ
"%
тербурга под влиянием проповедей английского лорда Гренвиля Валь дигрева Редстока. Редсток был приглашен в Россию княгиней Е.И. Чертковой, которая была одной из представительниц русских аристократических кругов, разочаровавшихся в официальной го сударственной религии Российской империи — православии. Ред сток прибыл в Санкт Петербург в 1874. После первых встреч в выс шем обществе последователями его идей стали В.А. Пашков, барон М.М. Корф, граф А.П. Бобринский, княгини Ливен и Гагарина. В циркуляре Министерства внутренних дел России от 4 июля 1894 секта штундистов, к которой причисляли также баптистов и Е. х., объявлялась вредной в церковном и государственном отношениях и молитвенные собрания этих религиозных организаций запреща лись. Связь Е. х. и баптистов проявлялась в том, что Е. х. придер живались мировоззрения и вероучительной концепции, близких баптистским. Однако отличительной особенностью Е. х. было пред ставление о том, что возможность спастись предоставляется не только избранным, как об этом проповедовали баптисты, но и всем поверившим в Иисуса Христа. Акцент в сотериологии Е. х. делался в первую очередь на свободу воли человека. В отношении креще ния Е. х. допускали не только погружение, но и просто легкое об рызгивание человека водой, а баптисты только полное погружение. Так же и в отношении рукоположения на служение: у баптистов было обязательным рукоположение, т. е. молитва с возложением рук для благословения на пастырское служение. Евангелисты в этом отношении были намного либеральнее. Они могли, напр., поручить провести такой важный ритуал, как хлебопреломление, разным служителям, и необязательно те должны были быть рукоположе ны. Общины Е. х. имели демократическую организацию, что при влекало к ним мелкую буржуазию, рабочих и крестьян. Первона чально взгляды Е. х. распространились в Московской, Тверской, Тульской, Нижегородской, Псковской и других центральных гу берниях России. Активным проповедником концепции Е. х. стал богач и филантроп, полковник В.А. Пашков. Он развернул актив ную работу среди рабочих. Вскоре после высылки Пашкова за границу общины Е. х. возглавил И.С. Проханов, который был из вестен тем, что занимался научными изысканиями в области тео логии. Он переводил английские христианские песни на рус. язык, а также написал много собственных песен псалмов, затем составил сборники этих псалмов под названием «Гусли». Он также органи зовал издание журнала «Христианин», который выходил нелегаль но. Однако Проханов зарекомендовал себя не только как теолог и издатель, но и как организатор и объединитель Е. х. в единую ре лигиозную структуру. В нач. 20 в. Проханов усилил ориентацию на создание всероссийской организации евангелистов. В революции 1905 ярко проявилась прокадетская ориентация верхушки Е. х., в этот же период были легализованы браки, заключавшиеся в общи нах Е. х., т. к. до этого они не признавались светской властью. В 1909 на волне либерализма состоялся съезд Е. х., на котором удалось учредить Союз евангельских христиан с собственной духовной иерархией и Всероссийским советом во главе с Прохановым. Не смотря на попытки сохранить демократическую линию в жизни общин Е. х., к 1914 общины разделились на более и менее значи мые, все дела перешли в ведение братского совета, большое влия