* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
-ÅЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ — общее название ряда протес тантских, главным образом лютеранских церквей. В нач. 19 в. в Германии из за падения уровня религиозной жизни начался про цесс, приведший к образованию Е. ц. В основу этого процесса была положена концепция возрождения религиозной жизни первых времен протестантизма, с объединением в одно целое не только разных партий лютеранства, но и реформатов, последователей Ж. Кальвина и У. Цвингли. Это было вызвано усилением недоволь ства религиозных кругов общества крайними формами рациона лизма. Эта мысль нашла себе сильных поборников в лице несколь ких знаменитых богословов (Ф. Шлейермахера, Де Ветте и др.), а главное — в лице короля прусского Фридриха Вильгельма III. В 1817, в 300 летнюю годовщину Реформации, в разных местах Германии, особенно в Пруссии, последовало объединение лютеран с рефор матами. Это объединение получило название протестантской унии. Несмотря, однако, на авторитет верховной власти и на усилия су перинтендентов и консисторий, это направление не нашло общего признания. Однако это не привело к усилению центростремитель ных процессов единения различных протестантских деноминаций. В первую очередь это было связано с главным протестантским принципом религиозной свободы в вероучительных истинах. Раз личные направления религиозной мысли находили отражение в про тивостоянии традиционалистов и либералов. Так, напр., ортодоксы настаивали на важности различий между лютеранством и рефор матством, особенно в учении о таинствах и в наибольшей степени о евхаристии. Также они подчеркивали необходимость внешнего авторитета, общеобязательного для верующих, причем одни, такие как старолютеране, довольствовались авторитетом символических книг первой эпохи лютеранства, другие, т. наз. «новолютеране», учили о необходимости, кроме того, авторитета церкви и пасты рей. Традиционалисты отличались от либералов и в отношении к Римско католической церкви, их позиция была более толерантной. Также они стремились придать больший вес церковным таинствам и обрядам. Прямую противоположность ортодоксам составляли ли беральные круги Е. ц. Их также можно охарактеризовать как субъективистов. В основном это были представители спекулятив ной теологии, девизом которых было возможно большее сближе ние с современной наукой, безусловная самостоятельность в рели гиозных воззрениях. Несмотря, однако, на блестящие успехи науч ной теологии в Германии, господствующую партию в Е. ц. составляли приверженцы унии и т. наз. «посредствующей теологии», которые стремились достигнуть объединения лютеран с реформатами. Усло