* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
""
ДХАРМА
веданте Шанкары Д. признается важным нормативным принципом духовной жизни, но только в контексте достижения определенных, прогнозируемых результатов, в то время как мир абсолютной сво боды (Брахман) не постигается и не достигается на основе дхарми ческих предписаний. «Своя Д.» может быть оставлена теми, кто познал Брахмана, полагает Шанкара. Мыслители неоиндуизма в целом не склонны связывать Д. с коллективными предписаниями, считая ее неким внутренним законом развития души (Ауробиндо Гхош) или совокупностью психических склонностей, способных изменяться со временем. Не только индуизм, но и любая иная ре лигия может быть понята как Д. (Б.Ч. Чаттерджи). В ряде случаев Д. используется как технический термин. Так, в джайнизме Д. — это своеобразная среда, позволяющая душам приходить в движе ние и функционирующая в пределах мира (лока); здесь адхарма — среда, способствующая инерционным процессам. В метафизике ран него буддизма «дхармы» (здесь «носители собственных качеств») — особые психофизические элементы, мгновенно возникающие и исчезающие, к совокупности которых сводится вся реальность. Мыслитель мадхьямики Нагарджуна (нач. н. э.) считает, что «все дхармы пусты», постулируя несуществование их как самостоятель ных элементов и рассматривая их как неразрывно связанные друг с другом.
С.В. Пахомов