
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДХАРМА "! (садхарана Д.), которая включает в себя ряд важнейших этических норм: непричинение вреда, правдивость, воздержанность, благоже лательность и др. Д. регламентирует очень широкий диапазон де ятельности, по сути сакрализуя все стороны жизни человека, вклю чая повседневно бытовые. Любой поступок оценивается в контек сте его соотнесенности с Д. Отношение индивида к Д., проявленное в его действиях, влияет на всю его судьбу, в т. ч. на будущие пе рерождения. Чем лучше будет исполнена Д., тем удачнее и счаст ливее окажется последующий жизненный удел человека. Напро тив, нарушения индивидом правил Д. приведут в следующих пере рождениях к ухудшению его положения. Т. обр., механизм кармы помогает регулировать равновесие, устанавливаемое предписания ми Д. Помимо этого метафизического механизма воздаяния, суще ствует и прижизненное юридическое оценивание действий индиви дов по отношению к Д., реализуемое группой авторитетных знато ков Д., духовных руководителей той или иной социальной группы. Они определяют меру соответствия поступка критериям Д. В случае нарушения Д. на индивида ими может быть наложено то или иное взыскание, вплоть до его исключения из группы, с последующим превращением его в изгоя. Д. как совокупность регулятивных прин ципов является составной частью системы трех индуистских жиз ненных ценностей, или целей (триварга), наряду с артхой и камой; при этом она считается наиболее важной из всех. Д. вносит регла ментированность и порядок в остальные варги. Соблюдение Д., или праведный образ жизни, согласно дхармашастрам («Законы Ману»), наилучшим образом подготавливает человека к духовному осво бождению. Источником Д. в индуизме признаются шрути (веды) и смрити. Д. рассматривается как вечная и постоянная, хотя в разные космические эпохи степень ее соблюдения варьирует от сильной (в сатья юге) до очень слабой (в кали юге). Д. во всех ее значениях противоположна адхарме, означающей состояние хаоса, неупоря доченности, разложения, безнравственности, неправедности и т. п. Д. часто приравнивается к понятию «истина» (сатья); кроме того, это также учение, система знаний о чем либо. В последнем значе нии данный термин (на пали «дхамма»), напр., употребляется в буд дизме, в котором Д. считается одним из трех «сокровищ», наряду с буддой и сангхой. Далее, понятие «Д.» приблизительно соответ ствует западному слову «религия». То, что за пределами Индии на зывается индуизмом, внутри этой страны, для самих индуистов, предстает как Д. или даже «санатана Д.» («вечная Д.»). Большим вниманием пользовалось понятие «Д.» в индийской философии. Так, школа санкхья ассоциирует Д. с тонким материальным качеством легкости и света (саттва), тогда как адхарму — с качеством тьмы и тяжести (тамас), и в зависимости от того, какое качество преоб ладает в сознании индивида, происходит его последующее вопло щение. В школе вайшешике (философ Прашастапада, ок. 5 в.) Д. представляет собой комплекс средств, ведущих к освобождению: наличие веры в Д., правдивость, чистота, кротость, ритуальные омо вения, преданность божеству и др. С т. зр. школы мимансы, Д. оп ределяется через связь с предписанием; основным источником ее познания выступает авторитетное свидетельство. Человек, прино сящий жертвы в соответствии с Д., называется дхармикой. Веды, согласно мимансе, содержат безошибочные данные о Д. В адвайта