* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДУША
"
о Д. связаны с олицетворением отдельных органов и функций че ловеческого организма: дыхания, крови/кровообращения, сознания, чувства, движения. Д., согласно определению Э.Б. Тайлора, являет ся причиной жизни, сознательных и волевых импульсов, способна покидать тело во время «пограничных» состояний (сна, обморока, экстаза, болезни) или навсегда (в случае смерти), практически мгно венно преодолевать пространство, будучи неосязаемой, обнаружи вать физическую силу, являться другим людям в качестве антропо морфного «двойника», вселяться в чужие тела, в т. ч. животных и растений. Немецкий психолог В. Вундт предложил различать древ нейший пласт восприятия Д. как «телесной», сконцентрированной в жизненно важных органах: глазах, сердце, почках, гениталиях и проч. — и более позднее восприятие как «свободной» Д. (дыхание и тень/фантом). Английский этнограф Дж.Дж. Фрэзер обратил внимание исследователей на бытующую в тотемистических племе нах веру в наличие «внешней» Д., которую хозяин при помощи колдуна ради безопасности прячет в каком либо постороннем пред мете, при этом Д. ассоциируется с жизнью и здоровьем. В родо племенных и народностно национальных религиях широко пред ставлены верования во множественность душ. Слово yuch´ (псюхе) у Гомера встречается в значениях «жизненной силы» и «призраков умерших» (обитателей Аида, лишенных памяти и рассудка); у ор фиков и пифагорейцев в значении бессмертного «даймона», под верженного метемсоматозу (перевоплощению в тела людей, живот ных и растений): «...в наказание за что то Д. сопряжена с телом (sw ma) и похоронена в нем, как в могиле (sh ma)» [Филолай, фр. В 14 ^ ^ DK]. Для ранней др. греч. натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского) было характерно «учение о всеобщей одушевленности универсума», т. е. гилозоизм (от греч. u´` lh — материя и zwh´ — жизнь) — взгляд на жизнь как имманентное свойство праматерии. Ионийская традиция понимает Д. как миро вую, а также как воздух, дыхание, жизнь. Демокрит предполагал наличие в теле «огненной» Д., состоящей из шарообразных атомов огня. Платон разработал детальную концепцию Д., заимствовав не которые взгляды пифагорейцев. В диалоге «Федон» Платон уподоб ляет Д. «божественному, бессмертному, умопостигаемому, едино образному, неразложимому, постоянному и неизменному» (80b). В «Федре» речь идет о метенсоматозе (напр., 246с; 248с е; 249b) и первичной близости Д. миру истины, что делает возможным анам несис (249с–250), а в «Тимее» — о создании демиургом вселенской Д. Взгляды Аристотеля отличны от взглядов Платона, они нашли свое отражение в специальном трактате «О душе», вся 1 я книга которого посвящена разбору и классификации определений Д., дан ных философами предшественниками. Yuch´ у Аристотеля — фор ма предмета, «первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью» (412а, 25). Он различает «растительную» (пи тательную), «ощущающую» (чувствительную) и мыслящую (интел лектуальную) «способности» Д. (413b, 10). В плотиновском варианте ´ неоплатонизма Д. — «сущая по сути (ontwj ou si´a)», «бессмертное, бестелесное движущее начало» (Плотин. «Эннеады», IV). В хрис тианстве Д. понимается как антропоморфная уникальная бессмерт ная нематериальная часть человеческого существа, отличная от духа и творимая Богом индивидуально для каждого человека (креацио