* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
"
ДУША
вотных (Иов. 12:10; 27:3; Еккл. 3:19–21; 12:7), что сближает понятия души и Д.; а с другой — бессмертный Д., присущий человеку, но не животным, являющийся причиной когнитивных и волевых способ ностей. Различие Д. и души постулируется апостолом Павлом (1 Фес. 5:23; Евр. 4:12). Святой Д. христианской традицией осмысляется как ´ Параклит (греч. paraklhtoj) — «Утешитель» (Ин. 14:16, 26; 15:26). Имен но Святой Д. в виде голубицы был зрим Иоанном Предтечей над головой Иисуса Христа (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22), он был послан Христом и свидетельствовал о Христе. Сойдя на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2:1–4), он нерасторжимо пребывает с церко вью, подавая верующим благодать через таинства. Христианская тринитарная догматика приписывает Святому Д. все божественные свойства: всеведение, вездесущие, всемогущество и проч. (см. Пра вославие), поскольку он единосущен двум другим ипостасям Святой Троицы. Святой Д. — истинный Бог, «Господь Животворящий», предвечно исходящий от Бога Отца (через Бога Сына), «неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно» пребывающий с Отцом и Сы ном. Идея Д. как вдохновителя свыше была близка также оппозици онным официальной доктрине течениям, делающим основной акцент на харизматичности лидеров и деинституционализации церковной иерархии (монтанизм, пятидесятничество, духоборчество и проч.). В европейской философии Д. — понятие, тождественное идеально му сознанию, при этом возможно различение субъективного Д. (лич ности, индивида) и объективного Д. В философии Аристотеля Д. — это мышление о мышлении, наслаждение теорией. У Плотина Д. — образ Первоединого Блага, который, будучи абсолютным существом, обладает абсолютным бытием (Эннеады, V). В Новое время концеп ция Д. была детально разработана Г.В.Ф. Гегелем в «Феноменологии духа», 3 й части «Энциклопедии философских наук» и «Философии права». Согласно Гегелю, Д. как завершающая стадия (после логики и природы) раскрытия абсолютной идеи проходит три ступени раз вития и самосознания: субъективного Д., объективного Д. и абсо лютного Д. В материалистической философии Д. выступает в каче стве вторичного по отношению к природе начала. Для античных ма териалистов Д. не более чем разумная часть души. Материалисты 18 в. зачастую понимали Д. как комбинацию ощущений. Диалекти ческий материализм полагает, что Д. является высшим результатом материальной, общественно исторической практики людей: мысля щий Д. — «высший цвет» материи.
И.П. Давыдов
ДУША (греч. yuch´ — дыхание, дух, душа, жизнь; лат. anima, animus — дуновение, жизненная сила, существо, разумная душа, дух; англ. soul; нем. Seele) — универсальный концепт, обозначающий жизненную сущность преимущественно человека (в некоторых учениях — животных и даже растений), отличную от тела (дихо томия) и духа (трихотомия); внутренний психический мир человека или божества. Слово «Д.» — производное от «дух» (dux i a), проис ходит от индоевроп. корня dheus /dhus со значением «разлетать ся», «рассеиваться» (об искрах, пыли, дыме, дыхании). В ст. слав. языке смысл слова «доуша» восходит к смыслу слова «дъхъ» со спектром значений: дыхание, (дъхновение), запах, дуновение, воз дух, жизнь. Архаичные религиозно мифологические представления