* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДРУИДЫ
!%
вания и жертвенности. В целом может быть констатирован распад Д. т. как единого течения. Однако следы содержательного влияния, конкретные элементы Д. т. легко могут быть обнаружены в каче стве семантических аспектов в различных философских и теоло гических концепциях. Д. т. оказала значительное влияние на фор мирование теологии «смерти Бога».
А.В. Третьяков
ДРУЗЫ (ад дурузийа), хакимиты, — члены этноконфессиональ ной группы, образовавшейся в нач. 10 в. в результате разногласий и соперничества среди фатимидских исмаилитов. Учение Д. воз никло в Египте при халифе ал Хакиме (правил с 996 по 1021), объ явившем себя в 1017 земным воплощением Бога. После исчезно вения ал Хакима те, кто верил в его грядущее пришествие, подверг лись репрессиям, и значительная их часть покинула Египет. Оформление друзской общины произошло в южной части Ливана. Наименование Д. возводится к Мухаммаду ад Дарази (ум. ок. 1019), однако сами Д. квалифицируют его как «отступника» и предпочи тают именоваться «ал муваххидун» («исповедующие единобожие»). Формально друзская община закрыта для новых членов с сер. 11 в. Согласно друзскому учению, души умерших Д. переселяются в тела рождающихся, а поскольку количество душ постоянно, то прием новых членов в общину не представляется возможным. В соответ ствии с друзской теорией предопределенных исторических циклов, суннизм и шиизм лишь подготовили почву для постижения таухида (знания о единстве всего сущего с Богом). Начало «новой эры» со относится с объявлением ал Хакима телесным воплощением Боже ства. Приверженцы друзизма ожидают второе пришествие ал Ха кима, которое ознаменует торжество таухида и переход к ним власти над миром. Д. принимают традиционную исламскую трактовку воз даяния вечным блаженством или муками (рай и ад). Важное место в друзском учении занимает космогония, в центре которой нахо дятся пять «высших космических принципов», или эманаций, уча ствующих в создании материального мира. Для социальной органи зации Д. характерны замкнутость, строгая эндогамия, а также раз деление на непосвященных — джуххал («неведающих») и посвященных — уккал («вразумленных»). Высшее духовное руко водство Д. осуществляют аджавид («совершенные»). Посвящение касается лиц обоего пола. В силу эзотерического характера друз ской доктрины друзские священные тексты и некоторые особен ности ритуала, а также уединенные культовые сооружения доступ ны только посвященным. Количество праздников у Д. ограничено (они отмечают «праздник жертвоприношения» и траурный день ашура). На Д. не распространяются мусульманские пищевые зап реты, они не совершают обряд обрезания. Ныне Д. проживают в Ливане, Сирии, Израиле и Иордании.
Ф.М. Ацамба, С.А. Кириллина
ДРУИДЫ — жрецы в религии древних кельтов. О существовании Д., их высоком авторитете в кельтском обществе, видах деятельно сти сообщают многие античные авторы (Посидоний, Плиний, Стра бон, Дион Хризостом и др.); наиболее подробно по личным наблю дениям их описывает Юлий Цезарь в «Записках о Галльской вой не». Д. составляли в кельтской общине обособленную группу,