
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
! ДЖАДИДИЗМ основой культурной идентичности мусульманских народов империи и рациональным идеалом социальной и политической модернизации, воспринятым через европейское образование и европеизированную интеллектуальную субкультуру «просвещенной» части мусульман ского общества. Центральным вопросом, находившимся в поле зре ния татарских модернистов, был вопрос о школе. Джадиды выступа ли за новый метод преподавания, т. е. введение в мусульманскую школу светских общеобразовательных предметов — географии, ес тествознания, рус. языка. Первоначально содержание понятия «но вый метод» сводилось только к т. наз. «звуковому методу» препода вания языка, сходному с методикой К.Д. Ушинского. Впоследствии «новый метод» стал пониматься расширительно как коренная пере стройка традиционной мусульманской системы образования. Прин ципиальную важность в этой связи представлял вопрос о родном языке в процессе обучения в мусульманской школе. Традиционно базовым языком книжной грамотности для мусульман был арабский, в опре деленной мере использовался также перс. язык. При существовав шей методике преподавания усвоение этих языков большим количе ством учащихся на необходимом уровне было весьма проблематич но, что в значительной мере затрудняло весь процесс обучения. Проповеди в мечетях также произносились на араб. языке, который многие из прихожан попросту не понимали. В этой связи был по ставлен вопрос о формировании общелитературного тюркского язы ка. Фактическим основоположником Д. как общественного движе ния принято считать крымского татарина Исмаила Гаспринского (Гас пралы, 1851–1914), впервые выдвинувшего идею объединения всех тюркоязычных мусульман Российской империи в новую этнокон фессиональную общность, обладавшую чертами как мусульманской уммы, так и нации европейского типа. В целях модернизации тради ционного мусульманского общества Исмаил Гаспринский также вы двигал идею стратегического союза России и исламского мира для более эффективного сопротивления западной экспансии. Политиза ция Д. в нач. 20 в. привела к созданию после революции 1905 ряда мусульманских партий: «Иттифак ал муслимин» [«Союз мусульман»] в Поволжье, «Милли фирка» [«Национальная партия»] в Крыму, «Алаш» [«Преданность»] в Казахстане, «Мусават» [«Равенство»] в Азербайджане. Идеи, введенные в оборот представителями Д., были с разной степенью эффективности использованы впоследствии как фак тор консолидации мусульманского сообщества России, став основой социокультурного проекта, охарактеризованного русской властью как панисламизм. Впоследствии доминирующей стала модель секулярного национализма, вплоть до сепаратизма, разработанная левыми татар скими идеологами под значительным влиянием младотурецких идей. С установлением советской власти в рядах сторонников Д. произош ло размежевание: часть встала в оппозицию большевикам и активно участвовала в басмаческом движении, другие поддержали новую власть, а некоторые из них заняли свое место в партийно советской элите. В 1930 е гг. в результате сложившейся в СССР политической ситуации Д. практически полностью исчез. В постсоветской России, преимуще ственно в среде секуляризованной татарской интеллигенции, наблю даются некоторые попытки использования элементов Д. в различных проектах модернизации ислама. И.Л. Алексеев