* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДЖАДИДИЗМ
'
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ (лат., de — приставка со значением отде ления, лишения, sace˘r — священный) — лишение какого либо объекта свойства святости. В акте Д. объект изымается из обла сти священных явлений и переводится в сферу профанного бы тия. В процессе Д. религиозное сознание отграничивает священ ную область жизни от несвященной, легитимизируя нормы отно шений с этими областями («Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», Мф. 22:21). В некоторых ритуалах процедура Д. делает по священный божеству предмет (напр., плоды, жертвенное мясо) до ступным для человеческого употребления. В ситуации религиоз ных реформ или межконфессиональных конфликтов Д. может выполнять функцию обособления одной религиозной группы (или эпохи) от другой посредством ниспровержения «ложных» куми ров и культов («Все ваши боги — люди», Тертуллиан. «К язычни кам», II.12). Д. может сопутствовать процессам рационализации религиозного сознания, содействуя «расколдованию мира» (М. Ве бер) и вытеснению магизма из области религиозной жизни (ти пичный пример такого рода Д. — Реформация). Д. может высту пать также актом секулярного сознания, направленным на разоб лачение или ограничение религиозных институтов. Радикальная программа Д. представлена прежде всего атеистическими учени ями. Умеренные варианты Д. были выдвинуты в эпоху буржуаз ных реформ, направленных на секуляризацию общественной жизни (Д. власти и фигуры монарха и т. п.).
А.П. Забияко
ДЖАДИДИЗМ (от араб. перс. усул и джадид — «новый метод») — термин, употребляемый для обозначения общественно политическо го и культурного движения мусульман России во втор. пол. 19 — нач. 20 в. Д. представлял собой довольно широкий комплекс взглядов и подходов, сложившийся вокруг идеи модернизации традиционного мусульманского общества. Начавшись как реформа традиционного исламского образования (использование нового «звукового метода» обучения и введение в конфессиональную мусульманскую школу светских дисциплин), Д. перерос в широкое движение исламских ин теллектуалов, преимущественно представителей тюркских народов Российской империи, за модернизацию традиционных мусульманс ких социумов и активизацию роли мусульман в общественно поли тической жизни России. Д. непосредственно предшествовала деятель ность татарских религиозных реформаторов 18–19 вв. (Абд ан На сир ал Курсави [1776/1777–1812], Шихаб ад Дин ал Марджани [1818–1889]), с которой он был генетически связан. Принцип при оритета самостоятельного суждения по религиозным и религиозно правовым вопросам (иджтихад) над следованием сложившейся тра диции (таклид) был воспринят определенной частью светской интел лектуальной элиты российских мусульман, прежде всего поволжских и крымских татар, в качестве своего рода религиозной основы со циальной модернизации. Д. вполне укладывался в рамки модернист ских общественно политических движений, возникавших в этот период во всем восточном, в т. ч. мусульманском, мире. Как и ближневосточные модернисты (Мухаммад Абдо, Джамал ад Дин ал Афгани), российские, прежде всего татарские, джадиды пытались найти форму компромисса между преимущественно религиозной