* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
&
ДЕНОМИНАЦИЯ
ные институты возводятся в статус абсолютных ценностей и обре тают характер божественной инстанции — такого рода процессы ведут к формированию квазирелигий.
А.П. Забияко
ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denominatio — перенаименование, обозначение, наделение специальным именем) — в религиоведе нии тип религиозной организации в христианстве. Специфической чертой Д. является ее промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Основные признаки Д.: 1) сочетание черт секты и церкви; 2) численно больший, чем в секте, но меньший, чем в церкви, состав последователей; 3) распространение Д. ограничено социальными, этническими и региональными рамками; 4) постоян ное членство; 5) контроль над поведением, дисциплиной и регла ментация жизни прихожан; 6) приток новых членов преимуще ственно за счет обращения детей прихожан; 7) принцип равенства всех членов; 8) четкая организационная структура; 9) развитие внутриорганизационной бюрократии; 10) выборность на руково дящие посты; 11) наличие профессиональных должностей (служи тели культа, администраторы, служба порядка и др.); 12) отсут ствие деления на клир и мир; 13) оппозиционность к другим веро учениям и религиозным организациям, сочетающая в себе критику, компромисс и возможность диалога; 14) мотив собственного «бо гоизбранничества», «элитарности», «инаковости», наряду с откры тостью для новых последователей; 15) наличие особой корпора тивной этики и эстетики (поведение, язык, одежда и др.); 16) связь, а нередко и активное сотрудничество с «миром» (участие в поли тических, культурных, социальных и других сферах жизнедеятель ности общества); 17) эмоциональность ритуально культовой прак тики; 18) незавершившийся процесс формирования вероучения (догматика, идеология, Священное Предание и др.); 19) развитие материальной базы Д. и благосостояния прихожан; 20) социальная и правовая институционализация. В зависимости от условий су ществования в различных Д. могут в большей или меньшей степе ни проявляться, присутствовать или отсутствовать те или иные черты. При определенных условиях в Д. может возникать тенден ция к эволюции в сторону превращения в церковную организа цию или процесс дефрагментации, отделения от Д. сектантских групп. Впервые термин Д. ввел в научный оборот американский протестантский теолог Х.Р. Нибур (1894–1962). По мысли Нибу ра, Д. — закономерный этап эволюции религиозной организации от секты к церкви. Ведущим фактором превращения секты в Д., по мнению Нибура, является приспособление секты, существую щей, как правило, не дольше жизни одного поколения, к «системе мира», его ценностям, нормам и правилам. Существенный вклад в разработку понятия «Д.» в контексте изучения религиозных орга низаций внесли Г. Беккер, Л. Поп, Дж.М. Йингер, Б.Р. Виль сон, И. Вах, Т. О’Ди и др. Наибольшее развитие Д. получили в проте стантизме (баптизм, конгрегационализм, лютеранство, методизм и др.), а наибольшее распространение — в США. В широком рели гиоведческом смысле термин «Д.» используется как синоним ве роисповедания, конфессии или автономной церкви.
Р.А. Кобызов