* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ВИШНУИЗМ
'%
совершенствовании. Сам Вишну в реальном богослужении почита ется редко, чаще всего поклоняются его многочисленным воплоще ниям, среди которых особенно популярен Кришна. История разви тия В. неразрывно связана с историей движения бхакти; иногда тер мины «В.» и «бхакти» используются как синонимы. С сер. н. э. В. активно распространяется на юге страны, в Тамилнаде. Основ ными выразителями местных форм В. стали тамильские поэты. На волне подъема В. и других направлений индуизма начинается ак тивное храмовое строительство, повсеместно воздвигаются извая ния Вишну. В эпоху династии Гупта (4–6 вв.) В. (в форме бхагава ты) становится влиятельнейшим религиозным направлением; цари считали себя земными воплощениями Вишну. С нач. II тыс. н. э. по степенно складываются основные богословские вишнуитские шко лы, стоявшие на философских позициях веданты. Всего традицион но насчитывается четыре школы: вишишта адвайта (монизм с раз личиями) Рамануджи, двайта (дуализм) Мадхвы, шуддха–адвайта (чистый монизм) Валлабхачарьи и двайта–адвайта (дуализм–мо низм) Нимбарки. Иногда отдельно выделяется также и ачинтья бхеда абхеда (букв. «непостижимое различие в неразличении»), или школа гаудия (бенгальский В.), созданная бенгальским мистиком и реформатором Чайтаньей. При всех различиях между этими шко лами их объединяет несколько общих черт: неприятие установок монизма философа Шанкары; истолкование Вишну (или Кришны) как абсолютного личного божества, создавшего мир и души из самого себя; материальный мир трактуется как реальный, а не ил люзорный, и этот мир не существует вне воли высшего божества; человеческие существа зависят от Бога и ограничены в своих ка чествах; основным методом спасения признается бхакти йога в раз личных своих вариациях, причем при освобождении личность не растворяется в божестве; большое значение придается женской ипо стаси Вишну–Кришны, воспринимаемой как его тонкая духовная энергия (Лакшми, или Радха). Эти теологические школы стали идео логическим фундаментом средневековых массовых движений, не потерявших своей жизненной динамики и по сей день. В. насчиты вает миллионы приверженцев (которых можно узнать по характер ному продольному знаку на лбу, наносимому сандаловой пастой) как в самой Индии, так и за рубежом. Уже с 17 в. вишнуиты изве стны на территории России (Астрахань), куда они прибывали в со ставе торговых посольств. Вишнуитские святыни разбросаны по всей территории Индии, но основные центры — это храмы в горо дах Пури, Матхура, Шрирангам, Тирупати. Очень известна ежегод ная многолюдная процессия в Пури (шт. Орисса), или ратха ятра, во время которой по улицам города на огромной колеснице торже ственно провозят образ Кришны в форме «Владыки мира» (Джа ганнатх). У вишнуитов есть ряд своих празднеств, в т. ч. Рамнавами («день рождения Рамы», празднуется в марте), Джамнаштами («день рождения Кришны», в авг.); некоторые вишнуитские праздники стали общеиндийскими: таковы весенний праздник холи (февр.– март) и «праздник огней» дивали (нояб.). У вишнуитов нет строго ограниченного канонического корпуса текстов. Наиболее популяр ны в вишнуитской среде «Бхагавадгита» и «Бхагавата пурана». Свя щенными также признаются «Махабхарата» и «Рамаяна». Среди упа нишад предпочтение отдается «Иша упанишаде», а также упаниша