
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
%& БУДДИЗМ ствуют о многочисленных прошлых рождениях Б.; его зачатие, рождение, все этапы жизни связаны с чудесами и явлениями космического масштаба; сам Б. обладает сверхъестественными способностями; прах его после кремации превращается в святые мощи, которые во всей буддийской Азии до сих пор символизиру ют мистическое присутствие Б. в мире. В результате Б. предстает не только как совершенный сверхчеловек, но и как космическое божество (особенно в таких направлениях буддизма, как Махаяна начиная с 1 в. до н. э. и Ваджраяна, особенно с 6 в. н. э.). Слово «Б.» не есть имя собственное, оно является духовным титулом, знаком абсолютного знания. Просветленные существа, Б., жили до Шакь ямуни и будут жить после него; каждая эра, мировой цикл, имеет «своего» Б., открывающего человечеству дхарму. Буддийские тек сты говорят и о прошлых Б., и о Б. грядущего века (Майтрея). В некоторых школах буддизма Махаяны признается, что состоя ние Б. достижимо для большого количества существ (бодхисаттв) или даже утверждается, что каждое живое существо есть потенци альный Б., ибо содержит в себе «буддность» или «природу Б.» как некую внутреннюю просветленную сущность. Если в Шакьямуни, напр., явлено конкретное, человеческое «тело Б.», то у тела Б. есть и другой, космический, абсолютный аспект, воплощающий в себе его учение и его бесконечное знание и сострадание. В буддийском пантеоне в зависимости от конкретной школы или традиции титул Б. может относиться сразу к нескольким различным божествам, выполняющим разные символические функции (напр., Б. Вайроча на («просветитель»), особенно в Тибете, Непале и Японии; Б. Ами табха («вечный свет»), особенно в школе Чистой Земли в Китае и Японии; Б. Ваджрасаттва («алмазное существо») в Тибете и др.). Образ Б., один из самых глубоких и значимых в мировой истории, прини мал многочисленные формы в будийском культе и искусстве. А.С. Агаджанян БУДДИЗМ — одна из древнейших мировых религий, которая глубоко повлияла на культуру и историю Азии. Основание Б. в Индии (примерно в 6–5 вв. до н. э.) приписывается Сиддхартхе Гаутаме, который после своего пробуждения стал именоваться Будда. Б. воз ник как яркое религиозное движение в контексте сложных интел лектуальных и духовных споров Сев. Индии на фоне кризиса ведий ского брахманизма, который подвергался критике за застывший иерархизм и механическую обрядовость. Учение Будды Шакьямуни было вначале одной из многих неортодоксальных духовных школ. Будучи частью восходящей к ведам индоарийской духовной тради ции, Б. создал в ней новую парадигму, став одним из радикально реформистских учений не только в интеллектуальном, но и социаль ном аспектах: он ставил под сомнение брахманскую иерархию, апел лировал в первую очередь к кшатриям (воинам и царям) и вайшьям (массе свободного населения), делал акцент на этические, а не ро довые критерии статуса и, имплицитно, провозглашал более подвиж ную и индивидуалистическую модель межличностных связей. По степенно из небольшой религиозно философской секты Б. прев ращается в мировую религию. Этому способствовали создание устойчивой институциональной традиции (сангха, или монашеская община); развитая традиция сакральных текстов (сначала на др. инд.