* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
%$
БРАХМАНИЗМ
упанишад, в «Бхагавадгите» образ Б. трактуется в духе персонали стического теизма. Бхагаван, божество «Бхагавадгиты», представлен как личный Бог, обладающий всей полнотой природы Б. Не все по зднейшие религиозно философские течения Индии восприняли та кую интерпретацию Б., многие продолжали держаться той концеп ции Б., которая сложилась в упанишадах. Образ Б. и религиозно фи лософские представления о нем играли в Индии на протяжении тысячелетий значительную роль в формировании вероучений и ми фологии, в становлении специфической индийской ментальности и особого образа жизни. Образ Б. выступал в качестве одного из глав ных архетипов индийской культуры, моделируя ее сущностные ха рактеристики.
А.П. Забияко
БРАХМАНИЗМ — древнеиндийская ведийская религия на позд нем этапе своего развития. Название Б. связано, во первых, с рели гиозными текстами, комментирующими веды (брахма´ны), во вто рых, со жреческим сословием (бра´хманы), которое именно в этот период приобретает огромный авторитет. В Б. можно видеть пере ходную ступень от ранней ведийской традиции, испытавшей влия ние местных неарийских культов, к развитому индуизму. Б. охва тывает эпоху приблизительно с первых веков I тыс. до н. э. до 3– 2 вв. до н. э. В своем основном виде Б. складывается в Сев. Индии. Появление и развитие Б. было связано прежде всего с усложнением и разветвлением ритуальной деятельности, что, в свою очередь, было вызвано столкновением индоарийских племен, широко расселявших ся в тот период по всей Индии, с новыми жизненными условиями. Подобного рода деятельность стимулировала размышления жрецов над различными аспектами ритуальной практики и символики; сам ход этих размышлений постепенно привел к появлению идеи еди ного начала, стоящего в основе всего универсума. Это начало по лучило наименование Брахмана. Учение о Брахмане развивается в упанишадах. В этих же текстах разработаны другие важнейшие категории классической индийской мысли — Атман, сансара, кар ма, мокша и др. Тем самым именно в эпоху Б. были заложены основы мировоззренческих позиций ортодоксальных религиозно философских традиций последующих времен. Брахманы система тизируют обширный комплекс ритуалов и обрядов, разделяя их на «официальные» (шраута) и домашние (грихья). Под ритуалы подво дят мифологические объяснения. Пантеон божеств становится бо лее разветвленным и многочисленным; среди богов выделяется Прад жапати, персонифицирующий космическую творческую энергию и воспринимающийся как жертва, из которой создается мирозда ние. В этой связи понятие жертвоприношения оказывается одним из ключевых в брахманистском ритуаловедении, приобретая кос могонический масштаб. Все больше возрастает значение таких бо гов, как Вишну и Шива. В период Б. окончательно формируется представление о рае и аде, о вечной сущности души, о горизонталь ном и вертикальном членении мира, населенного разными видами живых существ. Разрабатываются различные системы духовно прак тической деятельности (аскетизм, йога), направленной на трансфор мацию сознания и накопление в организме практикующего особой внутренней силы. Кроме того, в эпоху Б. окончательно складыва