
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АТМАН "% вое время (П. Бейль), что обусловлено прогрессивными сдвигами в обществе, развитием науки, ростом образования. В 18–19 вв. стала разрабатываться типология неверующих, при этом в отличие от дру гих форм неверия выделялось понятие «истинного А.» (П. Гольбах, С. Марешаль, Л. Фейербах). Социальная, культурная и нравствен ная ценность А. обосновывалась также Д. Дидро, П.Л. Лавровым, К. Марксом, Ф. Энгельсом, последующими марксистами (А.В. Лу начарским, Ем. Ярославским, советскими религиоведами). Ныне рас пространены богословские представления об А., отождествляемом с богоборчеством, религиозным нигилизмом или антиклерикализ мом. Социальная потребность в А. у населения России в условиях нестабильности, утраты большинством населения надежд на луч шее будущее падает. З.А. Тажуризина АТМАН (санскр. — дух, душа, самость, «я») — одно из основ ных понятий упанишад и индийской философии в целом. Слово «А.», происходящее от корня «ан» (дышать), впервые появляется уже в «Ригведе», обозначая ветер и дыхание. Позднее с ростом спе кулятивного знания в Индии А. все чаще понимается как одушев ляющее и организующее начало, отличное от физического тела. Однако представление об А. вплоть до упанишад смешивалось с представлениями о пране (жизненной силе, особенно сконцентри рованной в дыхании) и о манасе (интеллекте). В упанишадах, в ко торых учение об А. отражено наиболее отчетливым, хотя и не си стематическим образом, А. — это внутренний субъективный центр живого существа, сокровенный принцип самосознания и индивиду альности, не познаваемый рациональными средствами. Синонимом А. является Пуруша. По своей сути А. идентичен Брахману, и одно из важнейших «великих речений» (махавакья) упанишад — форму ла «тат твам аси» («то есть ты»), символизирующая тождество двух этих начал — индивидуального (А.) и общемирового, универсально го (Брахман). Впрочем, зачастую в упанишадах А. и сам предстает как универсальная абсолютная сущность, источник и опора всех вещей, в этом случае сближаясь с идеей Мировой Души, развивае мой в греческой философской традиции (неоплатонизм). Коорди нируя жизнь и мышление индивида, А. вместе с тем находится под воздействием духовного неведения (авидья), из за которого не по дозревает о своем глубинном тождестве с Брахманом и пребывает в мире страдания (сансаре). А. подчинен закону кармы и вынужден переходить (трансмигрировать) из одного воплощения в другое. Пре кращение этого блуждания и окончательное освобождение проис ходит посредством обретения подлинного знания. В упанишадах встречается также значение А. как тела (бхутатман), отличного от А. как духовного начала. Идеи об А., развиваемые в упанишадах, оказали большое влияние на понимание А. последующими система ми индийской религиозной философии. Вместе с тем уже в раннем буддизме отражено неприятие идеи А., которое развито в доктрине анатмана («не я»). По мнению буддистов, А. как вечная и постоян ная индивидуальная сущность является фикцией, в реальности не существует. Вместо вечной души буддисты постулируют только вечно меняющийся поток взаимосвязанных психофизических ча стиц (дхармы). Позднее, в буддизме Махаяны («Махапаринирвана