* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
"
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Армянская святая апостольская православная церковь) — одна из древнейших дохал кидонских (древних восточных, ориентальных) христианских церк вей. Первые сведения о распространении христианства в Армении восходят к апостольским временам: считается, что Евангелие на эту землю ок. 34 принесли апостолы Фаддей и Варфоломей. Достовер ные сведения о существовании христианских общин в долине р. Аракс относятся ко 2 в. Царь Тиридат III в 301 принял христианст во и объявил новую религию государственной. Армения, т. обр., стала первым в мировой истории христианским государством. В 302 А. а. ц., ставшую митрополией Кесарийской церкви, возглавил Гри гор Просветитель (получивший образование и сан в Кесарии Кап падокийской. 231/240–330/332). Христианская религия сыграла роль консолидирующего фактора в борьбе против парсов зороастрий цев. Месроп Маштоц в 404–406 создал оригинальный армянский алфавит и впоследствии много лет трудился над переводами основно го корпуса церковной литературы с греч. на армян. язык. Исаак Пар фянский, Месроп Маштоц, католикос Иоанн Мантакуни, Моисей Хоренский составили плеяду выдающихся богословов, лингвистов, гимнографов 5 в.: их перу принадлежат основные богослужебные тексты, поныне звучащие в армянских храмах на др. армян. языке (грабаре). А. а. ц. принимает всю догматику первых трех Вселенс ких соборов, Никео Константинопольский и Афанасиевский Сим волы веры. Армянский епископат из за персидской оккупации не смог участвовать в работе Халкидонского (451) и последующих Все ленских соборов. Однако созывались поместные соборы А. а. ц.: в Вагаршабаде (Эчмиадзине, 491), Двине (596), Карине (Эрзруме, 629), Маназкерде (651), Ширакаване (Еразхаворе, 862), Громкле (1179). Только на Вагаршабадском, Двинском и Маназкердском соборах занимались непримиримые позиции в отношении догматики Халки донского Вселенского собора по вопросу о двух природах Иисуса Христа. Религиозный сепаратизм усугубили терминологические трудности адекватного перевода, поскольку греч. fu´sij(природа) и ´ Øpostasij (ипостась) обозначались в армян. языке одним словом «пну тион». С 9 по 12 в. Византия предпринимала неоднократные попыт ки скорректировать христологию армян григориан. Армянские ка толикосы с готовностью шли на диалог с Константинополем, при чем обе стороны всякий раз убеждались в «православности» вероисповедания друг друга. Однако армянский царь Леон II Вели кий в 1198 обратился к папе Целестину III и императору Генриху VI Германскому с просьбой о признании его королем Киликийской (Малой) Армении в обмен на союз с римско католической церко вью. К сер. 13 в. было сформулировано 31 каноническое униатское правило, введен целибат, догмат филиокве (filioque) и проч. В сер. 13 в. Закавказье было завоевано монголами, к сер. 14 в. Малая Ар мения была захвачена турками сельджуками, а затем мамелюками, в 16 в. часть Армении захватили османы, другая часть была превра щена в Ереванское ханство под властью персов. Поэтому все по следующие уступки Риму, в т. ч. подписание униатской буллы 1439, преследовали одну цель — выживание. Впоследствии католические нововведения были исключены из догматики и литургики А. а. ц. 16–17 вв. ознаменовались борьбой Османской империи с Персид ским государством Сефевидов за господство на Ближнем Востоке.