* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АРМИЯ СПАСЕНИЯ
!'
леть усилиями своей воли последствия первородного греха и спас тись. Т. обр., возможность (или невозможность) спасения зависит от того, какой образ жизни избирает и ведет сам человек. Основные идеи А. могут быть сведены к следующим ключевым положениям: во первых, Бог благоволил через Иисуса Христа спасти тех, кто верит в него, и осудить тех, кто не верит; во вторых, Христос умер за всех людей (искупление); в третьих, человек получает веру от Бога во Христе через Святого Духа, а следовательно, и возможность спасе ния; в четвертых, Божественная благодать хоть и являет собой все добро мира, но не действует неодолимо; в пятых, Божественная бла годать — условие спасения человека, но ее можно утратить (и это зависит от самого человека). В А. также было подвергнуто критике кальвинистское понимание церкви как надзирающего и наказующе го органа. В качестве оппонента Арминию выступил последователь ный сторонник кальвинизма Ф. Гомарий (1563–1641). Их дискуссии имели столь высокий общественный резонанс, что дважды проводи лись в Генеральных Штатах Голландии. Несмотря на то что в послед ние годы жизни Арминий подвергался гонениям, его учение, отчасти близкое пелагианству (напр., в представлениях о первородном грехе, свободе выбора и спасении), оказало определенное влияние на мето дизм и баптизм, на светские гуманистические направления 16–17 вв., а общины арминиан и по сей день существуют в Голландии, Англии и США.
Е.С. Элбакян
АРМИЯ СПАСЕНИЯ (англ. Salvation Army) — международная религиозно филантропическая организация, основанная в 1865 в Англии методистским проповедником Уильямом Бутсом. Сначала в беднейших районах Лондона действовали отдельные группы (т. наз. «станции»), которые в 1870 стали называться «Христианской мисси ей». В 1878, созвав своих сторонников на «военный конгресс», Бутс составил серию инструкций и реорганизовал миссию по военному образцу на основе руководств для английской армии. С этого време ни она стала называться А. с. К 1890 она получила распространение и за пределами Англии — в США, Франции, Германии, Австралии, Индии и Африке. В 1890 Бутс выпустил книгу «In darkest England and the way out» (в рус. переводе «В трущобах Англии», 1891). В ней изложена программа действий А. с., целью которой является деятель ная любовь к ближнему и личная инициатива каждого члена. Он предлагает организовать три типа колоний — городские (в городах Англии), сельские (в сельских районах Англии) и зарубежные (в Авст ралии, Африке и Канаде), а также ряд отдельных учреждений: боль ницы для лечения от алкоголизма, бюро помощи бывшим арестан там, приюты для бывших проституток, юридические консультации и банки для бедных, бюро по поиску работы, брачные бюро, ясли, детские сады и школы для брошенных детей, передвижные больни цы, учреждения по подготовке сестер милосердия для городской бедноты и проч. Большая часть этих учреждений должна была оку паться или иметь небольшие убытки. К нач. 1890 только в Лондоне было 5 ночлежных домов, больница для алкоголиков, ясли для детей и 33 убежища для бывших проституток; было устроено множество кухонь с дешевой едой. Руководитель А. с. носит звание генерала (первым генералом был сам Бутс), а члены имеют офицерские зва