* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
"
АНАНДА МАРГА
Шива) материальными качествами (гуны). В целом происхождение и развитие мира в А. М. напоминает аналогичную концепцию клас сической санкхьи; с другой стороны, развитие универсума увязы вается в А. М. с эволюцией жизни, понимаемой в европейском духе, по дарвиновски. Ни рая, ни ада А. М. не признает. Цель человека — духовная эволюция, а в перспективе освобождение (мокша). Суще ственная часть сотериологической теории А. М. — идея Тарака («Спасителя») Брахмы, связующего звена между ниргуна и сагуна Брахмой. В разное время на земле появлялись великие духовные учителя, воплощавшие Тарака Брахму и помогавшие истинным адептам в полной самореализации; одним из таких учителей Сар кар считал самого себя. Как и другие новые религии, А. М. при стально интересуется современными общественными проблемами. Еще в 1959 Саркар создал теорию «прогрессивного использования» (Progressive Utilization Theory — PROUT). Эта теория утверждает необходимость «максимального использования и рационального распределения» физических, интеллектуальных и духовных ресур сов и потенциальных возможностей Вселенной и общества и обо сновывает воспитание нового типа людей (садвипры), «духовно и нравственно развитых революционеров, борющихся против эксп луатации любого из классов». В целом социальная философия А. М. основывается на саркаровской идее «неогуманизма», которая под разумевает любовь и сострадание не только к людям, но и к живот ным, растениям и даже неодушевленным элементам. Подчеркивая значимость данной идеи, Саркар создал в 1977 в рамках А. М. Общество защиты растений и животных от жестокости (Prevention of Cruelty to Animals and Рlants — PCAP). В связь с «неогуманиз мом» поставлена необходимость «неоренессанса» во всех сферах жизни. Свои общественные теории Саркар пытался распространять во властных структурах Индии, в конце концов вступив в конф ликт с правительством Индиры Ганди. В 1971–1978 он содержался в тюрьме по обвинению в убийстве шести своих сподвижников, но потом обвинения были сняты, а сам Саркар освобожден. Кроме того, в 1972 А. М. была запрещена как деструктивная военизиро ванная секта, якобы призывавшая к свержению законного прави тельства, однако через несколько лет запрет был ликвидирован, А. М. реабилитирована и с тех пор действует легально. Своим по следователям А. М. в лице своего основателя предлагает систему из «16 пунктов», которая позволяет установить гармонию между фи зической, умственной и духовной сторонами жизни. Приверженец А. М. должен выполнять некоторые гигиенические и диетические процедуры, заниматься социальным служением, следовать опреде ленным этическим предписаниям. Собственно духовная практика (садхана) включает в себя различные созерцательные упражнения, чтение духовной литературы (прежде всего книг Саркара), пение киртанов (духовных песен), дхармачакру (ежедневную коллектив ную медитационную сессию) и др. Большое место также уделяется рецитации мантр, служащей пробуждению внутренней энергии (кун далини). Главной среди мантр, совместно напеваемой последовате лями А. М. перед медитациями, является мантра «Баба нам кевалам» (букв. «только имя отца»), которую сами они интерпретируют как «все является выражением бесконечного сознания». Одной из ду ховных практик А. М. является танец (тандава — для мужчин, ка