* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АНАНДА МАРГА
!
нены, а представляли ряд небольших религиозных общин, разбро санных по различным городам. При этом образ жизни и даже веро учение у каждой из этих общин имели свою специфику. Общим для всех них были крещение взрослых, признание свободы воли человека и необходимости совершения добрых дел, возврата к церк ви апостольских времен, веры в Божественное милосердие. А. при нимали активное участие в Крестьянской войне в Германии (1524– 1526) и в Мюнцерской коммуне (1534–1535). После поражения Мюнцера А. подверглись преследованиям со стороны светских вла стей, католиков и ряда протестантских церквей. Это вынудило их покинуть Германию. А. бежали в Голландию, Англию, Чехию и Мора вию, а позднее в Сев. Америку. Идеи построения Царства Божьего на земле постепенно сменились эсхатологическими чаяниями и хи лиастическими ожиданиями второго пришествия Христа и его ты сячелетнего царства. Усилились также пацифистские настроения. Преемниками А. стали амиши, меннониты, гуттерские братья, мель хиориты. Помимо этого, А. оказали определенное влияние на бап тистов и квакеров. В настоящее время последователи А., объеди ненные в т. наз. «свободные церкви» (пересмотревшие и изменив шие ряд положений первоначального анабаптизма), проживают в США и Канаде. В незначительном количестве они имеются и в Зап. Европе.
Е.С. Элбакян
АНАНДА МАРГА (букв. «путь блаженства») — современная неоиндуистская организация, одно из новых религиозных движе ний индийского происхождения. А. М. была создана в 1955 желез нодорожным служащим П.Р. Саркаром (1921–1990) из Бихара (Сев. Индия), принявшим имя Шри Шри Анандамурти. Саркар не имел духовных наставников и не принадлежал к какой либо традицион ной религиозно философской школе. Тем не менее он претендовал на древность своего учения и считал, что оно было впервые про возглашено в Индии еще 7 тыс. лет назад «тантрическим гуру» Садашивой, который был также и первым культурным героем че ловечества, даровавшим людям ин т брака, искусство, ремесла и т. п. Учение А. М., изложенное в многочисленных книгах Саркара («Ананда сутра», «Человеческое общество», «Неогуманизм — осво бождение интеллекта» и др.) и его последователей, представляет собой переплетение идей классической йоги, санкхьи, тантризма и других индийских систем мысли; используются также современ ные научные теории. Лидеры А. М. отрицают религиозный харак тер движения, подразумевая под религией догмы и культовое слу жение; они учат, что А. М. является «методом расширения созна ния и постижения высшей реальности», «духовным учением», вполне совместимым с любыми религиозными традициями. Осно вой бытия является, согласно «духовной философии» А. М., Брах ма, абсолютное, блаженное единство сознания и энергии (Пуруши и Пракрити, или Шивы и Шакти). Пребывая в самом себе, Брахма в то же время проявляет себя вовне, и этот процесс называется «Брахмачакра», или «круг Брахмы». Есть два аспекта Брахмы — ниргуна (непроявленное его состояние) и сагуна (проявленное, в виде Вселенной). Последнее состояние вызвано активизацией силы Пракрити Шакти, «опутывающей» высшее сознание (Пуруша–