
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
3728 ПАНТАИ — ПАНТЕРНЫЯ КОШКИ, скихъ симпат!Й, которыя съ наибольшей силой про явились въ 1875—1878 гг. ртличительной чертой русскаго П-а явл!ется признашэ за Poccien пер венствующей роли въ будущей славянской федеращи и необходимости инициативы съ ея стороны для образовашя этой федерации, Подобные замыслы европейские публицисты часто приписывали русскому правительству; но оно не только не сочувствовало П-у, но въ большинстве случаевъ, особенно импе раторъ Николай I , относилось къ нему враждебно, Пантаи, магометанок, обитатели китайск, провинцш Юннанъ, турецко-татарск. проиехожд.; въ 1863 г. они изгнали китайцевъ и организовали са мостоятельное государство, просуществовавшее всего ю летъ. Панталоно, назваше одного изъ непременныхъ комическихъ персонажей итал1анской народной сцены, П-—ограниченный, подчасъ вдобавокъ еще и влюб ленный, старикашка, въ старо-венещанскомъ купеческомъ костюме (въ длинномъ черномъ плащё съ короткими рукавами, туфляхъ и красныхъ брюкахъ въ обтяжку), служащей предметомъ всевозможныхъ смешныхъ издевательствъ и надувательствъ со сто роны другихъ персонажей пьесы, Пантеизиъ, философское учеше, которое сливаетъ существо Бож1е съ бьтемъ Mipa. Богъ не противо полагается Mipy въ качестве его творца, а соста вляетъ съ м!ромъ одно неделимое целое,—онъ адэкватенъ Mipy и имманентенъ, Въ П~е можно заме тить два направлешя, довольно резко отличающая ся другъ отъ друга: 1 ) П. идеалистически*, ко торый считаетъ природу проявлешемъ божественной силы; м1ръ поглощается Божествомъ, вселенная—въ Боге. 2 ) П, натуралистическш, по которому Богъ есть лишь совокупность законовъ природы; онъ погло щается м!ромъ, Богъ—во вселенной, П. ведетъ свое начало изъ глубокой древности; его зачатки тожно видеть уже въ браманизме. Брама индусской тео логической философш—не личный богъ, не творецъ и владыка Mipa, существующей отдельно отъ Mipa, & всепроницающая жизненная сила, безличная душа вселенной, Греческая политеистическая релипя, хотя не знала свободною Бога и погружала Божество въ матер1Ю, однако всегда стремилась облечь свое релипозное представление въ стройныя, красизыя формы, и потому, по самому своему существу, была чужда П-у. Тъмъ не менее, первые зачатки филзсофскаго П-а можно заметить въ древнейшей греч. философш, приближающейся къ П-у въ форме ги лозоизма, т . е. принят1я непосредственнаго един ства матерш и жизни, безразлич1я духовнаго и физическаго элементовъ. Это натуралистическое направлеше перешло въ идеалистическое въ учеши етоиковъ и неоплатониковъ. Въ средше века прздетавителемъ П-а является арабскШ философъ Аверроесъ, въ эпоху Возрождения — Джордано Бруно. Въ новое время идеалистическш П. развилъ Мальбраншъ (1638 —1715 г г . ) , а натуралистически— Спиноза (1632—1677 г г . ) . ръ стройной системе Спинозы П, достигъ такой совершенной разработки, что, когда говорятъ о П - е , обыкновенно имеютъ въ виду именно этого философа. Его учеше можно выразить такъ: существуетъ только одна субстанщя, она существуетъ сама въ себе и есть само причина („causa s u i " ) ; эта субстанщя есть Богъ, а Богъ—все равно, что природа („substantia, sive dens, sive natura"). В ъ художественяыя формы спинозизмъ облекся у поэта-пантеиста—творца Фауста. Даль нейшее развито П, получилъ въ такъ наз. левой стороне Гегелевской школы (самъ Гегель, хотя и очень близокъ къ П-у идеалистическому, однако вполне определенно не высказывался): единая безконечная субстанщя, или Богъ, есть мгровой разумъ, единство духа и матерш, т. е. единство Mipa—его целое. Онъ — необходимая связь вещей, онъ — з а кономерность м!ра. М1ръ развивается самъ изъ себя и самъ себя определяетъ; связь его явленШ, или порядокъ природы, не случайны, потому что они не устроены извне, но необходимы, потому что образовались изнутри и имвютъ свое основание въ себе самихъ. Но еамосознашя, по учешю нёкото рыхъ левыхъ гегельянцевъ, м1ровой разумъ л и шенъ; только въ человеке онъ достигаетъ самосознаш'я. Отъ этого учешя до уничтожешл самаго понят1я MipOBaro разума—одинъ только шагъ. Этотъ шагъ сделалъ Шопенгауэръ, замБнивъ м1ровой ра зумъ беззознательною волею. Нозейпне пантеисты снова пытаются вернуться къ мыслящему мировому разуму, такъ какъ сознали трудность вывести ло гичное мышлен'ю изъ бззсознательной воли,— Слово П. впервые встречается у англшскаго мыслителя Толанда (1670—1722 г г . ) . Пантелизмъ (отъ греч. ТГЯУ, все и 5s"Xscv, х о т е т ь ) , философское учен1е, утверждающее, что сущность абсолютна™ есть м!ровая воля. Это уче ше наиболее резко проведено въ системе Шопен гауэра. Оно является противовесомъ Гегелевскому панлогизму, который сущность абсолютнаго видитъ въ одномъ логическомъ начале, упуская изъ виду что оно не можетъ иметь динамической стороны, т. е, идея, не будучи въ состоянш перейти къ творческому акту, должна оставаться абстракщей. Пантелляр1я, плодородный вулканическ. островъ въ Средиземномъ м., къ юго-зап. отъ Сицилш; причисленъ къ итал. провинщи Трапани и заним. 150 зап. берегу; гавань; 3167 ж. ПаЕТен1уСъ, Теодоръ Германъ, Н о м е ц к Ш писа тель, род, въ 1843г. въ Митаве, жилъ одно время въ Петербурге, а съ 1870 по 1876 г. редактировалъ въ Риге „Ba!tisch3 Monatsschrift", после чего переселился въ Лейпцигъ и вошелъ въ составъ ре дакции J a n e i r o " . Его романы („Allein unci frei", „Im potteslandchen" и др.) пользуются известностью, какъ верное изображеше жизни ПрибалтШскаго края. П. писалъ сначала подъ псевдон, Теод, Германа. Пантеонъ (греч.), первоначально название вся каго храма, посвящеянаго „всемъ богамъ"; позже П-омъ стали называть здашя, посвященныя памяти великихъ людей, Замечательные П-ы: П. Агриппы въ Риме, построенный Азгустомъ, П. Адр:ана въ Аеинахъ и парижскш П . , бывшШ до !юльской револющи церковью сз. Женевьевы; въ немъ похоро нены Вольтеръ, Руссо и др. Пантерныя ношкз, Pardina, родъ хищныхъ млекопитающихъ, сем. кошекъ, felidae, большой или средней величины, со сплошными или кольцеобраз ными пятнами, съ короткими ушами и круглымъ зрачкомъ, безъ гривы; живутъ на Старомъ и Новомъ материке, Сюда относ;пантера, felis pardus. кв, клм, съ 7315 ж. Главн. гор. — П . , на с е в , -