
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
532 БЕРНА—БЕРНАРСШЯ СОБАКИ. вляющую pendant къ фантастической симфонии. Въ Самой сильной стороной въ творчестве Б-а была, то же время онъ писалъ замечательные музыкаль оркестровка, в* которой онъ был* виртуозом*, какъ ные фельетоны въ парижских* общихъ гаэетахь, въ смысле понимашя свойствъ каждаго отдельнагс а впоследствии въ спешальной „Gazette musicale de инструмента, такъ и въ отношенш сопоставлешя Paris". В ъ своихъ литературныхъ и музыкальныхъ одной группы инструментовъ съ другой. Его „ТгаНё сочиненияхъ, словомъ и деломъ, Б. пропагандиро- d'mstrumei}tation" и по сйю пору считается к л а с валъ новую область музыкальнаго творчества, и по сической книгой въ этой области. Оригинальны cira пору имеющую еще не мало противниковъ, хотя также его ритм* и гармония, хотя последняя порой въ общемъ, несомненно, признанную: такъ назы жестковата. Какъ мелодистъ, Б. менее замечателен*. ваемую программную музыку. По возвращена въ Сэчинешя его встретили во Франции сильную оппоПарижъ, Б. женился на известной анпийск. актрисе зицш и не имели успеха; ему даже не удалось Смитсонъ; она должна была, однако, отказаться добиться места профессора консерватора; за то онъ оть сценической деятельности, такъ какъ сломала получилъ потомъ почетное мъсто ея библиотекаря. себе ногу. Б. терпелъ въ это время страшную Лишь въ последнее время признали его на родин*; нужду; сочинений его французы не признавали, и | ему поставили 2 статуи, и культ* Б-а теперь даже онъ долженъ былъ кое-какъ перебиваться литера преувеличен* тамъ. Идеи и сочинения Б-а встре турной работой. Между темъ, въ одномъ изъ кон- тили в* свое время наиболы&я симпатии въ Гер— серваторскихъ концертовъ исполняли новую симфо- i маши (симфонический поэмы Листа) и въ Россш, н!ю Б-а ,. Гарольдъ въ Италии". Присутствовавший j где подъ ихъ сильнымъ влиянием* складывалось въ тамъ всем1рно-известный скрипачъ Паганини, въ 60-хъ годахъ направлеше молодой русской школы.восторге отъ сочинения, вэошелъ на эстраду, публично Кроме перечисленная, Б-ом* еще написаны: грансталъ на колени передъ Б-омъ и поцеловал* ему дюэный Requiem (1837 г.); Tedeum для 3 хоров* руку, а на другой день прислалъ ему чекъ на съ оркестромъ и органом*; оперы: „Бенвенуто 20 000 франк. Это дало Б - у на некоторое время Челлини" (1838 г.), „Беатриче и Бенедикт*" ( к о возможность работать свободно, и онъ принялся за мическая), „Троянцы" (постав, въ Парижъ 1863 г.); одно изь лучшихъ своихъ сочинений,— музыку кь драматическ. легенда „Осуждеше Фауста" (1846 г . ) ; „Ромео и Д ж у л ь е т е " Шекспира (оконч. въ 1839 г.), библейская трилопя Д е т с т в о Христа", ,,Symphonic Вскоре Б. предпринимает* рядъ концертныхъ п у funebre et triomphale"; увертюры: „Корсар*" и тешествий, г д е пропагандирует* свою музыку; онъ „Римский карнавал*" и много других* крупныхъ посетилъ Гермашю (1843 г . ) , Австрш (1845 г.), и мелкихъ сочиненш для оркестра и пъшя. Изъ Россию (въ 1847 и во второй разъ въ 1 8 6 7 - 68 г г . , литературныхъ его сочин. известны: „Y*oyage m u когда одинъ изъ его концертовъ въ Москве собралъ sicale en Atlenaagije et eij lialie", „ Soirees d'orchestre", въ манеже 12000 слушателей). Объ этихъ путе- „ A travers chants", „Memoires (изданы после ществ!яхъ были потомъ изданы Б-омъ въ высшей смерти Б - а ) . См. Eippeau, „Heetor В., l'homme et степени интересный записки. Б. ум. 8 марта 1869 г. Partiste", 3 тома; его эке, „ В . et son tenjps"; въ Парижъ. Заслуги Б-а въ д е л е разви-пя полу Pohl, Н . B. Studien und Erinneruggen". Мемуары чившей въ наше время столь важное значеше про I Б-а издаются по русски въ Спб. И. Финдейзеиомъ. граммной музыкч ныне общепризнаны. Правда, и Берна ( ф р . berme), горизонт, выетупъ въ отко до него существовали ея зачатки (Бетховенъ и д р . ) , сах* и рвах*, назначенный для уменыпешя давле но онъ первый расширил* значеше и содержаше ние на стенки рва; у военных* Б.—выетупъ между программы в* музыке, положил* ее а* основу эскарпом* и скатомъ бруствера. своего музыкальнаго творчества и такимъ образомъ Бермовдсей, юго-зап. часть Лондона, 84 688 жит,, значительно раздвинулъ задачи и область музыкаль центръ кожевенн. произв. наго творчества вообще. Уже первымъ сочинениимъ БериудесЪ| штат* въ ю.-амер. респуб. Венецуэле, Б-а предшествуетъ краткое изложеше сюжета, по 83532 кв. клм., 322518 жит.; гл. г. Барцелона. служившее, такъ сказать, канвой д л я той или иной Б е р м у д с ш острова (Лдаадве о - в а ) , группа изъ его композицш, легшаго въ ея ссноваше; э т у про 149 коралл, остр, въ Атлант, океане, принадл. грамму, назначение которой состоитъ лишь въ томъ, чтобы направить воображешз слушателя въ извест Англш съ 1609 г.; 50 кв. клм., 15123 жит. ную сторону, но не связать его, Б. просить про (6293 белыхъ), глав. гор. Гамильтонъ. Бернадотть, см. Карлъ XIV, король шведекгй, честь предварительно, какъ читается либретто п е редъ слушанЙемъ оперы. Въ нёкоторыхъ случаяхъ Бернардевъ де Сен* Еьер*, см. Сеиъ-Пъеръ. программа ограничивается однимъ заглав!емъ, боль Бернардипо, Санъ, проходъ въ Граубинденск. шей же частью она занимает* несколько строк*; Альпахъ, 2063 м. в ы с , связываеть Рейнвальдск. иногда слова кладутся на музыку и въ качестве дол. съ долиной Мезокко. самостоятельной части входятъ въ целое симфони Бернардинцы, см. цыстеръапцы. ческое сочинеше, какъ, напр., въ 9-йсимфоши Бет Бернардинъ, СтенскШ св., род. въ 1380 г., роз ховена. Но, придавая столь важное значение про дал* въ молодости все свое имеше, во время чумы грамме, Б. еще не ставит* въ зависимость един 1400 самоотверженно ходилъ за больными, былъ ственно отъ нея и форму музыкальнаго сочинения, одно время францисканцемъ, и не удовлетворив какъ это делаютъ его новейшие последователи; он* шись организашей этого ордена, основалъ особое придерживается, и, конечно, не всегда логично, поселение съ строго аскетическимъ уставомъ; ум. в ъ большей частью формъ классической симфонш, хотя 1444 г.; въ 1450 г. канонизироаанъ папой Н и к а и вводит* въ нихъ нёкоторыя новшества, наприм., лаемъ I. проведение одной темы во всех* частях* и т . п. j Бераарстая собаки, см. собаки. г a Я