
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
286 АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. сш и Перш—XV111. Мотивы А-ой народной г.сэзш . крайне разнообразны: т у т * и патр!отическ1я пёсни, и воепеваНе добраго, старьго, времени и запоздалые перепёвы провансальской обы и серенады, и т р а дищонный восточный соловей, влюбленный въ т р а дищонную восточную розу. Самымъ выдающимся изъ ашуговъ былъ неподражаемый и никём* непре взойденный Сайатъ-Нова (ум. въ 1795 г.).—Венециан ское возрождеше оказало вл1ян1е на А - у ю л - у по всюду. Въ 1811 г. прибавился новый очагъ армян ской культуры. Часть венещанских* мхитаристовъ по релипозным* разногласямъ откололась отъ оби тели св. Лазаря и основала новое братство въ T p i e c r i , откуда перешла въ Вёну, В ё н ш е м х и таристы тоже сделали много для изучешя А - и и армянскаго. Въ России и Турцш эта сторона всегда отставала, но поэзгя достигла т у т ъ такого раз в и т а , которое далеко оставило за собою Венецпо. Въ 1 8 0 6 — 1 8 4 8 г. жилъ одинъ иэъ первыхъ т о н е ров* европейской культуры въ далекихъ окраинахъ PoceiH, воспитанник* Дерптскаго университета / а чатуръ Абовьянъ (см. э. с л , ) , отецъ арм. бытового ро мана, авторъ „Ранъ Арменш". Въ шестидесятых* годахъ въ Москве стэлъ выходить журн&лъ С е верное CiaHie". Издавался онъ кружком*, группи ровавшимся вокруг* проф, Степ. Ь]азарьянца ( 1 8 1 2 — 1879). Задачей кружка была выработка литератур н а я , всём* понятная А-го яэыка, выработка трезваго отношения литературы къ жизни в* противовес* мхитаристскому ложноклассицизму и проведеше въ жизнь прогрессивных* идей съ расширешемъ образован1я въ массахъ и въ духовенстве. Въ „ С е верном* С|янш" стали принимать учаше наиболее даровитые A-ie писатели Россш. Самымъ д е я т е л ь ным* сотрудником* Назарьяниа сдёлался Мик. Налбандьянъ (ум. въ 1866 г.), даровитый поэтъ и пылкш публицисте, шедштй дальше всех* въ своихъ ре форматорских* планахъ. „Северное CisHie" дало сильный толчок* развилю А-ой л - ы . Шестидеся тые, семидесятыеивосьмидесятыегодысделались временемъ давно небывалая литературная расцвета. Среди поэтов* этой эпохи первое мёсто принадле жит* Рафаэлю Патканьяну ( 1 8 3 0 — 1 8 9 2 г., см, э. с л . ) , автору известных* каждому армянину, обра зованному и необразованному, стихотворений; „Слезы Аракса", „Смерть Вардана Мамиконьяна" и д р . , пи савшему и романсы, и сатиры, и патрютичесшя пёсни, одинаково владёвшему и литературнымъ нарёч!емъ, и нахичеванскимъ-на Дону жаряномъ, изъ кото раго он* умёл* создавать художественный безделки. На ряду съ Патканьяномъ стоить другой поэтъ Смбатъ Шахъ-Азис* (род. въ 1841 г.), отразившш на себё вл1яже Байрона и еоздавипй А - у ю поэму Mipoвой скорби: „Скорбь Леона". Среди беллетристовъ выдается гешальный Раффи ( 1 8 3 2 — 1 8 8 8 ) , автор* бытовых* и исторических* романов*, которые с д е лали бы честь любой литературё: „Искры", „ С а муэль", „Хент*", „Джалалэддинъ" (рус. пер.) и др. Перчъ Прошьянцъ (род. въ 1837г.) написалъ цёлый рядъ бытовыхъ романовъ съ яркими типами "и кар тинами: „Сосъ и Вортитеръ", „Изъ-за х л ё б а " и др. Изъ турецких* армянъ выдаются поэты Бешикташлянъ и Д у р я н ъ , даровитый, широко-образован ный беллетрист* Дзеренц* (1822 — 1888) и бле стящей сатирик* Акопъ Парсньянъ ( 1 8 4 0 — 1 8 9 1 ) . р п Драма въ эту эпоху представлена всего однимъ в ы дающимся именемъ Габр1эля Сундукьянца (род. в ъ 1825 г.), который сдёлалъ в* А-ой литературё то, что ОстровскдЙ въ русской, т . е. создал* х у д о ж е ственную бытовую драму. Его пьесы „Пепо" (рус. пер,), „Разоренная семья", „Еще жертва" не с х о дятъ съ А-ой сцены.—Молодое поколете деятелей А-оЙ д - ы не можетъ выставить ни одного имени,, которое могло бы сравниться съ дёятелями пред шествующей эпохи. Болёе выдающимися изъ нихъ являются поэты: 0. Ованесьянъ, А. Цатурьянъ и 0 . Туманьянъ, изъ беллетристовъ —Ширванзаде и А, Агэроньян*.—Армянская журналистика недавно (1894) праздноеала свой столетнш юбилей. Ея ос нователем* былъ свящ. Шмавоньянъ, начавшш въ 1794 г. издавать въ Мадрас! (Инд1я) журнал* „ А з дараръ" (Ввстникъ). Съ т ё х ъ поръ перюдичеешя издания не прекращались. Назовемъ наиболёе важныя: „Базмавепъ" ^Полигисторъ), органъ венещан скихъ мхитаристовъ, осн. в* 1843 г., газета „ Г а й аетан** (Армен1я; въ Константинополё съ 1845 г. Въ том* же году стала издаваться первая А . г а зета въ PoceiH „Ковкасъ" (Кавказь); „Арцви Васпураганъ" (ВаспураганекШ орелъ) осн, в* 1855 гнынёшнимъ католикосом* ^римьяном*; „Арцвик* Тароно" ( Т а р о н ш й орленок*) осн. его ученикомъ арх. Срвакцтьяномъ; консерв. газета „Меггу Г а й аштани" (Пчела Арменш) въ Тифлисё съ 1858 г. и ея постоянный оппонентъ-журналъ „ГаЙкаканъ эшхаръ" (Арм. страна), издававшшея с* 1864 г. Хореном* Степанэ; упомянутый уже знам. „ Г ю с и сапайлъ" (Сёв. ciRHie) съ 1858 г.; „Порцъ" ( О п ы т * ) , съ 1 8 7 6 — 1 8 8 1 г., одинъ из* самыхъ серьезных* журналов*; „Гандесъ Амсор1а" (Ежем. обозрён)е)-орган* вёнских* мхитаристовъ съ 1887 г., какъ и „Базмавепъ",имёющш громадное значеше для а р мяновёдён1я; „Мурчъ" (Молоть), очень популяр ный в* Poccin ежем. журн., центр, органъ молодыхъ литерат. силъ, съ 1889 г., „Мшакъ (Рабочш), осн. въ 1872 г. даровитым* публицистом* А р ц руни, газета съ прогрессивным* направлением* и опредёленнымъ планомъ реФормъ арм. общества; его заклятый врагъ „Норъ Д а р ъ " (Новый В ё к ъ ) , безцвётиая, консервативная газета. Среднее положеше занимал* недавно закрытый „Ардзагангъ" (Эхо). м Армянская ЦерЕОБЬ. Первоначальной релипей а р мянъ былъ маздеизм*, перешедшш къ нимъ еще отъ мидян*. Въ эллинистическую эпоху арм. пантеонъ обогатился и греческими богами. Х р и е т н е т в о появилось въ Арменш впервые л ё т ъ через* т р и д цать пять послё P. X. По предан in) (см. Армяне, ucmopia), впервые принялъ х р и е т н е т в о ЗдесскМ царь Абгар* (см э. сл.), и по его приглашена проповёдыв. х р и е т н е т в о апостолы Оаддей и Варволомей, но окончательно христианской страной Армешя с д ё л а лась лишь въ 302 г., при царё Трдатё, благодаря проповёди Григор1я Просвётителя(см.э.сл.). Но христ!анство распростран. довольно т у г о , благодаря отсутствш А-ой Библ1И, до т ё х ъ поръ, пока еписк. Месробъ не иэобрёлъ А-го алфавита (403); патр1архъ Исаак* перевел* съ греч Библш. Вь 430 г, оба они пересмотрёли литурпю и составили много новых* мо литв*. До Халкедонскаго Собора 451 г. А , Ц. шла об* руку съ восточной, послё Халкедонскаго ена. признала постанозлев1я других* вееленскихъ собо-