
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
218 АЧТИС ПАСТЬ—АНТГАГИСЪ. •вами, изь которыхъ онъ остановился на карболовой кислоте; с в другой с т о р о н ы — выработал* такой типъ повязки, которая, какъ фильтр*, задерживала бы всё микробы, которые изъ воздуха могли бы попасть на перевязанную рану. Д л я орошения воз д у х а былъ предложень 5 % карболовый дождь — spray, — такой же растворъ—д. я мытья рукъ опе ратора, для обмывани'я операцшннаго поля, д л я погружения инструментовъ; пер-вязэчный матерйалъ пропитывался д ь у х ъ — т р е х ъ °/ раствором*. Кровбносные сосуды перевязывались особым* образом* приготовленной струнной нитью—кэтгутъ, — выдёлени'я раны выбирались шариками ваты, смоченными въ растворе карболовой кислоты и т.д. Но практиче ски наблюдения и экспериментальный изслёдовани'я вскоре уже обкаоуикили слабыя стороны типичной лиетеровской повязки. Прежде всего обратили вни маний на летучесть и ядовитость ея основного э л е мента—карболовой кислоты, Важность послёдняго обстоятельства, т . е. ядовитости, сама собой понятна; благодаря же летучести была поколеблена вера въ надежность перевязочныхъ материалов* и въ дей ствительность предохранительной силы самой п о вязки. Когда затъмъ опыты Роберта Коха устано вили громадную бэкте' и'еубивающую силу' сулемы, превосходящую въ этомъ отношенш карболовую кислоту чуть л и не въ тысячу рэзь, — карболовую кислоту стали заменять сулемой въ растворе 1 : 1000 — 1:2000. За сулемой последовал* длинный рядъ другихъ средствъ—жидкихъ и порошкообраз ных*, и между последними приобрёвший огромную популярность йодоформ*, предложенный иМозетигомъ. Такимъ образомъ постепенно МЕНЯЛСЯ первоначаль ный типъ антисептической ПОЗЯЗУИ, но принцип*, идея применения обеззараживающихъ, противогни лостных* средствъ, казалось, стояла незыблемой. Однако дальнейшее научное изеледовани'е и прак тический наблюдения начали подкапываться подъ самые устоя антисептики. Оказалось, съ одной стороны, что и сулема, и Ьдоформъ, и весь о б ширный арсеналъ антисептических* средствъ, если не въ одинаковой мёрё, то все таки ядовиты, что все они причиняют* известный травматизм*, ушибъ раненым* тканлмъ; съ другой стороны выяснилось, что въ высокой температуре при текучемъ паре мы имеем* могущественнейшее бактери'еубивающее, сбеэпложивающее средство. Эти данныя легли въ основу асептики. Ея принципы вкратце могутъ быть формулированы такъ: безусловная педантиче ская чистота; обильное употребление мыла и горя чей, обезпложенной кипячением* воды; обеэпложени'е инструментовъ и всего перевязочнаго материала въ текучемъ водяномъ паре; обезпложивание рук* и одежды оператора и его помощников*; строжайшее отдълен1е чистой раны оперируемаго отъ всякой сомнительной раны; устранение всяких* антисептическихъ средствъ, а вместо нихъ — о д и н ъ только физйологический ( 0 , 6 % ) растворъ поваренной соли, Это, такъ сказать, идеал* современной асептики. Но из* сказаннаго выше вытекает*, что строгое применение асептики возможно только въ идеально поставленных* клиникахъ и больницах*, и что асепти!са, только доведя до крайности и добившись— что должно быть доказано только поверочными опытами —перваго требован а листеризма—устране г 0 ния микробов* изъ всех* т е х * средств*, которыя могли бы придти в* соприкоснсБение с* раной— тогда только можетъ со спокойной совестью отка заться отъ второго требования—применения бактериеубивающихъ средствъ. Ср. хирурггя. Ант;:спастъ (греч.), 4 - х ъ стопный размёръ, со ставленный изъ ямба ( ^ — ) и хорея ( — ^ ) . А н т и с п й Лабе онъ, см. Лабеонъ. Антистрос&а (греч.), въ хоровыхъ пён!яхъ гре ческой драмы 1-ая и 2-ая строфы, стоящия въ одинаковом* размъре. АнтЕСвбд*, греч. философ*, основатель циниче ской школы, род. ок. 440 до P. X., сначала уче ник* Горпя, а затёмъ Сократа, послё смерти кот. основал* школу въ Киносаргё. Его учение было син тезом* софистической и сократовой философии. Центр* учени'я А - а — практическая мораль. Добродетель— единственный верный! путь для достижения счастья, единственное духовное имущество, которое, какъ таковое, прочно и на подвержено случайностям*. Остальное же, включая сюда богатство, честь, славу, наслаждение, страдание,— безразлично' (dci'isocov). Человёкь поэтому долженъ быть совершенно неаависимымъ отъ чего бы то ни было и не нуждаться въ благах* общественности и культуры (см. ци ники). Въ гносеолопи А . скептик* в* д у х ё софи стов*. Его учеником* и продолжателем* былъ Дио ген*. А. ум. ок. 370 г. до P. X. Антитеза т р . ) , прогивопоставлзнйе, искусственн е сопосиавление д в у х * противоположных* понятий. AarHTpzEHTapiE, секта, отрицавшая догмат* св, Троицы, см. унитарги и соиитане. Антн($ебрИЕ*| ацетъ-анилид*, С Н Nt4CH СО, шелковисторомбич. таблички, нейтр. реакцйи, безъ цвёта и запаха, слегка ж г у ч , вкуса, с* трудом* растворяющ, въ водё, легко въ спиртё, хлороформё и эеирё, плав, при 112—113°, кипитъ при 2 7 2 — 275°, получается при дёйствш ангидрида уксусн, кислоты на анилинъ Вь медицинё употребл. для т ё х ъ же цёлей, что и ангипиринъ ( : м . э. сл.), съ той разницей, что онъ действует* въ меньш. д о захъ и скорёе вызьиваетъ коллапс*, Антифлогистаческ1я средства^ то же, что противо-в •спалительныя с , си. э. сл. Антифон* (греч.), поперемённое пёнйе двухъ хоровъ, ислиросовъ, а также и самый стих* изъ псалмовъ, произносимый священникомъ и повторяемый хоромъ. 6 5 3 АНТИФРИКЦИОННЫЙ иетаДГЬ, сплавъ изъ цинка, олова и мёди, представляющий ничтожное сопротивлеше трению даже при сильномъ давлении. Антихлоръ* вещества, парализующий разруши тельное дёйстеие хлора при бёлени'и бумаги, тканей, какъ серноватисто-кислый натрйй и др. А н т и х р и с т ! ( p - ) t противник* Христа, котор. явится ве;едъ вторымъ пришествием* и будет* п о бёжденъ Христомъ. r Антихтоны ( р - ) , жители разныхъ полушарий, но одинаковыхъ широтъ. А н и а р а с ъ (antiarts, Lescij.), антаръ, анчаръ, родъ древовидн. растений, изъ сем. тутовыхъ, встречают., въ Остъ-Инди'и и на малайском* а р х и пелаге, всё виды А - а ядовиты; особ, слава о с и лё яда этого дерева создала повёрье о я д о г -