
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АБЕГАЮЩАЯ ВОЛНА, б е г у щ а я с о б а к а . Ленточный орнамент древне греческого происхождения, широко рас п р о с т р а н е н н ы й в классической архи тектуре и прикладном искусстве. Выг л я д и т как с т и л и з о в а н н о е п р о ф и л ь н о е изображение ряда волн, чьи контуры внизу плавно переходят один в дру гой (ср. Меандр). Восходит к р а с п р о с т р а н е н н о м у в минойско-микенском и в о з н и к ш е м у е щ е в энеолитическом искусстве о р н а м е н т у из ряда переходящих одна в дру гую с п и р а л е й , но отличается от последнего тем, что спи р а л е в и д н а я л и н и я п р е в р а щ е н а в нем из с а м о с т о я т е л ь ной т е л е с н о й ф о р м ы в контур волнообразной м а с с ы , ко торый отделяет эту массу от фона. Н А В К И Д (Nawcu&K, Naucydes). Скульптор ( V — I V вв. д о н. э.). П р е д с т а в и т е л ь аргосской или сикионской шко л ы , п л е м я н н и к (или внучатый п л е м я н н и к ) Поликлета, автор статуи Д и с к о б о л а , самой полной копией с кото рой является хранящаяся в Ватиканских музеях (Рим) м р а м о р н а я статуя, т р а д и ц и о н н о именуемая Д и с к о ф о р . В ней представлен атлет с метательным диском в левой руке, стоящий на чуть с о г н у т ы х в коленях ногах, ф и з и чески слегка р а с с л а б и в ш и й с я , но внутренне с о с р е д о т о ченный и как бы готовый принять стартовую позу. Этот контраст м е ж д у ф и з и ч е с к и м и п с и х и ч е с к и м состояни ями о т р а ж а е т о б щ е е тяготение к д и с с о н и р у ю щ и м эф фектам, характеризующее искусство переходной эпохи. По некоторым предположениям, было два скульптора по имени Навкид, из которых упомянутый был м л а д ш и м . Н А И С К . С м . Эдикула. НАКСИЙСКАЯ СФИНКС (Наксосский с ф и н к с , Д а р н а к с и й ц е в ) в Дельфах. Посвяти тельный дар наксийцев в дельфийском святилище Апол лона; поставлен ок. сер. V I в. до н. э. в непосредствен ной близи от храма А п о л л о н а , между южной стеной его т е р р а с ы и краем С в я щ е н н о й дороги. Представляет со бой фигуру с ф и н к с (в. 2,32 м) из наксийского мрамора, в о д р у ж е н н у ю на ионическую колонну (в. 10 м). Колонна найдена археологами на месте в 1861, фигура сфинкс — Н там же в 1893; ныне памятник находится в Музее Д е л ь фов <312а>. Является типичным образцом архаического искусства, что сказывается уже в о б р а щ е н и и к образу синкретического чудовища. Выработанная еще в орие н т а л и з и р у ю щ е й вазописи V I I в. до н. э. греческая ико нография с ф и н к с соблюдена здесь д о с т а т о ч н о точно. А р х а и ч е с к и м и чертами является также строгая фрон т а л ь н о с т ь ф и г у р ы , узкие, сухие члены и корпус, длин ное л и ц о с архаической улыбкой, графически жесткая проработка деталей. Ассоциация с вазописью усилива ется сходством ф и г у р ы сфинкс с раппортом орнамен та, а т а к ж е ее у п л о щ е н н о с т ь ю , приводящей к тому, что она адекватно воспринимается только в профиль. С тон костью членов сфинкс вполне согласовано утрирован ное изящество постамента-колонны, тонкость ствола ко торой подчеркнута контрастом с сильно в ы с т у п а ю щ и ми в стороны волютами. В эти з а в и с а ю щ и е волюты и 312а. Н а к с и й с к а я с ф и н к с . Дар наксийцев в Дельфийское святилище. Ок. сер VI в до. н.э.