
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МУТУЛЫ 195 работы (группу Асклепия, Гигиеи и Эрота и две жен ские головы). Ряд примечательных греческих произве дений из эллинистического Египта поступили еще в 1911 в составе большой коллекции древнеегипетских 312. Т. н А п о л л о н из Н а в к р а т и с а (Египет). 2-я пол.VI в. до н. э. памятников В. С. Голенищева. Самой большой частной коллекцией античных, в том числе греческих, произве дений искусства, пополнивших собрание музея, явилась коллекция графов Воронцовых, поступившая в 1945 из Алупкинского дворца-музея (более 50 произведений). Другие источники: частное собрание Барятинских, кол лекции Строгановского училища и Румянцевского му зея, материалы археологических экспедиций, прежде всего на территории Северного Причерноморья, и т. д. Особое место в древнегреческой коллекции музея принадлежит скульптуре. Самый ранний в собрании па мятник греческой скульптуры <312> — т. н. А п о л л о н и з Н а в к р а т и с а в Египте (2-я пол.VI в. до н. э.), небольшая (в. 17,5 см) статуарная фигура типа куроса, но не из обычного для куросов мрамора, а из алебастра, характерного для древнеегипетского искус ства; следы полихромии: черной краской намечены бро ви и усы, обрисованы глаза, красной — губы; утрачены ноги и правая рука. В коллекции представлен и ряд мра морных скульптурных работ александрийской школы времени эллинизма, наглядно показывающих ее специ фику. Это голова богини из Александрии (в. 0,54 м; кон. IV — нач. I I I в. до н. э.), в которой продолжена тради ция Праксителя; некогда принадлежала большой пол нофигурной статуе (возможно, представлявшей обоже ствленную царицу Беренику I) из разных материалов, на что указывают аккуратные срезы верха головы (след прежнего головного убора) и шеи. Это также головка Афродиты (в. 14,8 см; III в. до н. э.) и статуэтка Афроди ты Анадиомены (в. 29,5 см; I I I — I вв. до н. э.), примеча тельная как одна из многих модификаций популярного в древности живописного образа, созданного Апечлесом. Все упомянутые статуи поступили в музей в составе собрания Голенищева. Концом эллинистического вре мени датируется происходящая из коллекции Москов ского университета мраморная группа Асклепия, Гигиеи и Эрота (в. 45 см), которая может быть репликой либо работы Бриаксида (Павсаний, I , 40, 6; Плиний, X X X I V , 73), либо Дамофонта (Павсаний, V I I , 23, 7). Образцом греческого рельефа классического периода является сте ла из Афин с изображением спешившегося всадника в тунике и его визави в гиматий, грустно склонивших го ловы (70-е гг. IV в. до н. э.; поступила из Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Скульптура Боспора поступала в музей с 1927 из регулярных раско пок, проводившихся музеем на территории Северного Причерноморья. Надгробные стелы выделяются в ней своей стилевой (лапидарность форм) и иконографиче ской спецификой. Большой интерес представляет кол лекция кипрской пластики. В собрании музея широко представлены другие раз нообразные виды древнегреческих художественных па мятников: расписные вазы (включая аттические V I и V вв. до н. э.), терракота, бронза, монеты, украшения и т. д. МУТУЛЫ [< лат. mutulus]. Детали карниза в дори ческом ордере; имеют форму прямоугольных плиток, своей широкой стороной примыкающих снизу к вынос ной плите, тогда как нижняя, лицевая сторона украше на несколькими рядами гутт. Число и расположение мутулов всегда зависит от числа и расположения триг лифов, над каждым из которых обязательно помещает ся по одному мутулу. Иногда мутулы располагаются также над метопами. Происхождение мутулов связано с краями стропил деревянной постройки.