
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
194 МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И М . А. С. П У Ш К И Н А бы отколоть тонкую часть). Завершалась работа приме нением абразивных средств; возможно, это был наждак (мелкозернистая горная порода, содержащая корунд), который можно было добывать на Наксосе. В архитектуре храмов мрамор широко использовал ся для изготовления барабанов колонн, архитравных балок и облицовочных плит. Начиная с кон. V I I — нач. V I в. д о н. э. из мрамора стала изготовляться кровельная черепица храмов, прежде — керамическая. Изобрете ние этого Павсаний (V, 10, 3) приписывает наксийцу Визу, каковое утверждение, вероятно, как-то связано с исторической действительностью, ибо мраморные че репицы, датируемые временем ок. кон. V I I в. и найден ные на Акрополе, сделаны как раз из наксийского мрамо ра и имеют надпись В Т , которая сделана наксийским шрифтом и соответствует двум первым буквам имени «Виз» (BvQqg). Примерно в то ж е время керамические украшения кровли храмов (антефиксы, водометы и т. д.) стали заменяться мраморными. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А. С. П У Ш К И Н А , Г М И И и м. А . С . П у ш к и н а. Один из крупнейших музеев России. Находится в Мос кве. Инициатор создания — видный филолог-классик, п р о ф е с с о р Московского университета И. В. Цветаев (1847—1913); согласно его проекту (1892—1894), но вый музей должен был функционировать как учебный и просветительский центр, главная цель которого — оз накомление учащихся и широкой публики с историей искусства, прежде всего античного, на примере слеп ков с наиболее знаменитых произведений античной скульптуры и с других выдающихся памятников искус ства. Ввиду этого в крупнейших собраниях Европы были заказаны гипсовые слепки: в Британском музее — с мраморов Парфенона, в Лувре — с Ники Самофракий ской и Венеры Милосской, в берлинском Античном с о брании — с Эгинских фронтонов (см. Эгина), рестав рированных Б. Торвальдсеном, и т. д . Музей был открыт в 1912 как Музей изящных искусств (название сохраня лось д о 1932) и расположился в специально для него сооруженном неоклассицистическом здании (архитек тор Р. И. Клейн), которое он занимает и по сей день. Слепки, собранные Цветаевым, составляют важную часть экспозиции музея. Однако на всем протяжении его формирования и истории в нем складывалась и расши рялась обширная коллекция оригинальных произведе ний древнего, в том числе древнегреческого, искусства, которая ныне является в России второй по значению после аналогичной коллекции Эрмитажа. Начало ей положила коллекция Кабинета изящных искусств, с о зданного в 1848 при Московском университете; поми мо гипсовых слепков, она включала ряд древнегрече ских подлинников: несколько ваз и три скульптурные греческой скульптуры, но не имевшего собственных за лежей мрамора. Самыми значительными на Кикладах с самого нача ла стали мрамороломни Наксоса и Пароса. Наксийский мрамор — крупнозернистый и искрящийся. Парийский (или паросский) — более нежный по текстуре, белый и просвечивающий. Это — самый знаменитый в антич ности вид мрамора; в отличие от наксийского, он часто упоминается в хвалебном контексте надписей или ли тературных описаний у древних авторов (напр., в эпиг раммах). П о популярности был близок к парийскому пентелийский мрамор, добывавшийся на Пентеликоне, горной цепи в Аттике, в 14—15 км к северо-востоку от Афин. Он имеет более плотную, матовую текстуру и отмечен приятной золотисто-желтой патиной, возника ющей с о временем от контакта его поверхности с воз духом. Вошел в употребление значительно позднее ки кладских мраморов, лишь с сер. V I в. д о н. э., н о и с тех пор употреблялся редко и бережно, пока не стал актив но использоваться в V в. д о н. э., когда в Афинах раз вернулась бурная строительная деятельность. Другой вид мрамора, также добывавшийся в Аттике, но ближе к Афинам, в 8 км к юго-востоку, на горе Гиметт, — мел козернистый, как правило синевато-серый, с серыми полосками, но бывает и белый. Если пентелийский мра мор широко применялся и в архитектуре (напр., Пар фенон, Пропилеи Афинского акрополя), и в скульптуре (особенно в римское время), то преимущественной о б ластью применения гиметтского мрамора были построй ки. Добывался мрамор и на о. Проконнес, лежавшем в Мраморном море, напротив Кизика. Это — белый мра мор, местами с темными полосками; в древности сла вился; использовался для зданий и саркофагов. Другой греческий мрамор, т. н. каристийский (добывался в Каристе, на южной оконечности острова Эвбея; современ ное название этого сорта — чиполлино), отличался раз нообразными по форме зелеными полосами на светлом фоне; популярность приобрел только с сер. I в. д о н. э., когда из него стали делать архитектурные детали, о с о бенно колонны. Как отмечено выше, греки обрабатывали мрамор железными инструментами. Скульпторы черновую о б работку мраморного блока у ж е в V I I в. д о н. э. осуще ствляли заостренным стержнем, шпунтом, скалывавшим крупные куски, после чего использовали скарпель — инструмент с заостренной лопатообразной рабочей ча стью для проработки деталей. Исследования показали, что в работе над мрамором греческими скульпторами применялся и бурав (хотя это долгое время не призна валось), как для отработки деталей, так и для проделы вания сквозных отверстий, напр. между талией и опу щенными руками (другим инструментом можно было