
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДОРИЧЕСКАЯ КАПИТЕАЬ 121 и сидящие статуи <172> представителей местного жреческого рода Бранхидов ( V I в. до н. э.), на еги петский манер фланкиро вавшие прецессионную дорогу к храму (несколь ко — в Британском музее, Лондон). Вскоре после разрушения персами в нач. V в. до н. э. началось восстановление храма, ко торое прекратилось (но не завершилось) лишь во 2-й 171. М о л о д а я ж е н щ и н а четв. I I в. до н. э. Пред Фрагмент фигуры горельефа ставлял собой огромный на барабане колонны из Дидимайона (близ Милета). гипертальный, т. е. имею Ок. 530 до н. э. щий внутренний двор, храм-диптер с размерами в плане 51x109,5 м и числом колонн наружной колоннады 10 к 21, с маленьким храмом-прорицалищем (адитоном) во дворе. Сохранились руины. ДИНОКРАТ, или Д и н о х а р (Ае^ондат^д, Dinocrates, Dinochares). Архитектор (2-я пол. IV в. до н. э.). Воз можно, восстанавливал сожженный в 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской. По Витрувию ( I I . praef., 1—4), был автором фантастического проекта создания из горы Афон гигантской статуи Александра Македонского, на поднятой ладони которого должен был разместиться город. Вероятно, по его проекту была построена в 332— 331 до н. э. Александрия. Д И О С К У Р И Д (Aioa-xovQidrjc) с С а м о с а . Художникмозаичист (I в. до н. э.). Автор двух найденных близ Помпеев (в таблинуме т. н. Виллы Цицерона) мозаик с указанием его имени (обе — Неаполь, Национальный музей), которые предположительно восходят к раннеэллинистическим оригиналам III в. до н. э. и толкуются как изображение сцен из новоатти ческой комедии. В одной пред ставлено в ы с т у п л е н и е улич ных музыкантов, в другой — три женщины, сидящие за сто лом. Карикатурно утрирован ные черты приземистых фигур сочетаются здесь с блестящим мастерством рисунка, компози ции и колорита. Д И О С К У Р И Д . Резчик по камню (2-я пол. I в. до н. э. — 1-я четв. I в. н. э.). В и д н ы й представитель малоазийской 172. Харет. Статуя из Дидимайона, близ Милета. Лондон, Британский музей школы глиптики. По сообщениям Светония (Август, 50) и Плиния Ст. ( X X X V I I , 8), создал гешгу-печатку с изоб ражением императора Августа, которой пользовался как сам Август (по Светонию), так и преемники его власти (по Светонию и Плинию); при этом Плиний отмечает «исключительное сходство» изображения. О той же гем ме-печатке Августа упоминает и Дион Кассий ( L I , 3), не называя, однако, имени ее автора. Геммы, помечен ные сигнатурой Диоскурида, включая копии и подделки, дошли до нас в большом числе; из них ему приписыва ется лишь около десятка. Судя по патрониму в сигнату рах ряда гемм 1-й пол. I в. н. э., он был отцом семейства резчиков по камню — Герофила, Гилла и Евтиха. Д И П Е Н , Д и п о й н (Amoivos, Dipoenus) и С К И Л Л И Д (XxvXkig, Scy 1 lis). Скульпторы-соавторы (ок. 2-й четв. V I в. до н. э.), возможно братья. Согласно источникам (Плиний Ст., X X X V I , 9; Павсаний, I I , 15. 1; К л и м е н т А л е к с а н д р и й с к и й , Протрептик, IV, 47. 8), родом с о. Крит, где они получили профессиональную выучку. Переселившись в Сикион (северо-восточный Пелопон нес), принесли туда влияние критской пластической тра диции, став основателями пелопоннесской школы ар хаической скульптуры. Работали исключительно или преимущественно по дереву, но есть мнение, что они первыми в Греции применили хрисоэлефан тинную тех нику, а Плиний Ст. (там же) утверждает, что они «самы ми первыми прославились ваянием из мрамора». Про изведения Дипена и Скиллида (статуи) античные источ ники (Плиний Ст., Павсаний, Климент Александрийс кий) помещают преимущественно в северо-восточном Пелопоннесе: большую часть — в Сикионе (Артемиду из дерева, Аполлона, Геракла и Афину), а также в Арго се (Диоскуров из черного дерева в храме Диоскуров), в Клеонах (культовую статую Афины в храме Афины) и в Тиринфе (Геракла). Д И П Т Е Р [< лат. dipteros < греч. Ы$ (дважды) + TTTBQOV (колоннада храма)]. Прямоугольный в плане античный храм, целла которого окружена колоннадой, имеющей два ряда колонн. Такой план был разработан в Ионии и применялся, начиная с архаического периода, в особо важных храмах ионического ордера, таких, как Артемисион в Эфесе, Герайон на Самосе и Дидимайон. Ср. Периптер. Д О Й Д А Л С . См. Дедале. Д О Р И Ч Е С К А Я КАПИТЕЛЬ. Капитель колонны или модификаций колонны (пилястры, полуколонны и т. д.) дорического ордера. Ее высота составляет примерно один модуль. По вертикали отчетливо делится на три составные части. Первая из них — абака с гладкими и вертикальными гранями. Под абакой находится эхин, иногда декорированный иоником с бусами. И наконец, снизу находится шейка, либо совершенно гладкая, либо