* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1363 ,
ПРА.
ПРА
1364
выхъ царей 1 отцъ наш вхъ Атюлякъ царь слово рекъ. П Р А Ж Ь Я Ы И = П Р А Ж Ь Н И И — п р и л а г . отъ ел. прагъ— Ярл. Атюл. 1879 *. отвосящШся въ порогу: — Шко пражьнок. помазавик, — дёдъ: — А въ Ладогу тв слати, княже, осетревика почнквъвъвми съблюдад пръвёньцд (уХи"?)- Гр- Паз. • своего в ведовара по грамотё прадёда твоего Яро XIв. 125. Вижь же, Жидовине, како кровию пражнею слава. Дох. хр. Новх. еъ в. к. Mux. Яр. ок. 1307 х. знамени* обрётоете. Пал. XIV в. При нашемъ прадёдё велвкомъ князё Иванё Дани¬ П Р А З Г А — плата за наемъ: — Л8чи бо ея емо* нёкогда ., л о в и ч ё . . . в прв моемъ прадёдё велвкомъ князё взыти во обычаю про празгУ в мытницо*. Жит. Io. Иванё Ивановвчё в прв моемъ о т ц в . . . Диитреё Милост. (В.). Взялъ есмя у брата у своего... полъ Ивановичё. Дох. хр. о. к. Бас. Дм. д. 1399 х. По пра деревни въ Лялинё курьи, приносу матери его, па дёда своего грамотё великого князя Дмитрш Ивано хати, а давать мнё ему по полтины еъ году ва годъ вича в по отца своего грамотё великаго князя Вапразги. Прав. tp. Гр. Колохр. 1532 ». — Ср. Архавг. < силья Дмитр'евича се азъ князь великш Василеи Вапразга, Олонец. брозга. • сильевичь. Жал. хр. Бас. Вас. 1450 и П Р А З Д Ъ — свобода, освобождеше, избавлеше: — Егда :— предокъ: — Или отъ прадёдъ быша отъ чиститель же оубо праздь имамъ отъ вънёшьнмА тины в МАI (ёх icpoyovwv, ex maioribus). Ефр. крм. Трул. 33. Да ветежа (
.T)V 4yti»{iev атсо тчв tfabtv Лио{). Гр. Паз. . селяться вьси прадёди. Мин. празд. XII в. 169. Пра- XI в. л. 290. дёдомъ твоимъ ни жръшимсд, ни постивтимсд (теро- — праздность: — Нохотьвъга бо врёдъ адбль праздьньм y o v u v , maiores). Златостр. сл. 8. За вся прадёды наша ксть, праздь бо шгъражакть похоть в лёность (affec. ( i v T i w p o y o v w v , progenitorum). Жит. Сим. Урод. 16. Коли tus conenpiscentiae germen est ex otio suppullulans; ставили по первы" с пра(дёд)и наши Стую Бцю КНА* otium enim suo velut semine gignit concupiscentiam . великий Инъгваръ, КНА,* Шлегъ, КНА' Юрьи... тогда atque animi lentorem). Панд. Ант. XII—XIII в. 135. дали стой Бци дому в* земль бортны". Грам. Олех.П Р А З Д Ь н и к. — праздность: — Отъвръзёмъ оубо, бра Вяз. п. 1356 х. Князь великыи Дмитрш Ивановичь и тие, вьсеж силонк лёность и праздьньк (ipy'a). Панд. братъ его князь Володимерь Ондрёевичь поостриша Ант. XI в. А 85. Похотьвыв бо врёдъ здбль праздь сердца свои м&кествЙ, ставше своею крёпостыо, повьи ксть (pXaompLa т о ; ccpyta?). Панд. Ант. XII— нянЬвше прадёда князя Володимера Шевскаго, царя XIII в. 135. . РЬскаго. Сл. о Зад. П Р А З Д Ь никъ—торжество, празднование: — Запраздь—- праотецъ (о первомъ человёкё): — Веселмтьсд о тебе, ноувте ми праздьникъ (eop-niv). Панд. Ант. XI в. , ДвЪ прёчта, рода нашего прадёди, кдема въсприимъА 197 (Амф.). Си слышавъ, патреархъ повелё еоше тобовк, кго же пристлчплкникмь- погоубиша. Мин. здати врилосъ, по юбычаю створиша прздникъ в Пут. XI в. 53. Сниде къ аду, да прадёда моего кадила вожьгоша, пёньи в лики съетавиша. Пов. Адама въставить в обожить. Илар. Зак. Блах, (Приб. вр. л. 6495 х. Кгда же праздьникы творимы стым, тв. св, от. II. 254). Женою бо сперва прадёдь нашь то сице достоить творити. Клим. Болх. поуч. въ Сбор. Адамъ изгнанъ бысть изъ рая. Сл. Дан. Зат. ПрегрёТроиц. XII в. А иже рёзати въ недёлю что хотдче, шенига прадёда Адама (тсрояатшр). Ирм. ок. 1250 х. нётоу бёды, нв грёха; с проста, оже СА приго(Амф.). дить или праздникъ вли гость или что, отьвноудь невзбраньно ксть. Вопр. Кир. Еще же даруеть богоП Р А Д Ъ Д Ь Н И И = П Р А Д Ъ Д Ь Н Ъ Т И — дёдовшй; относя любивому ариепископу сему сииреше наше, яко аще щиеся къпредкамъ:—Прадёдьнк прёимыи имёник и въехощетъ въ арх1епвскопьи своей честный праздни добрё оустроивъ к. Изб. 1073 х. 77. Звонячи въ праки сътворнти, яко же здё узрёти, да ве имать ни отъ дёднюю славу. Сл. плк. Игор. Не жьдеть конечьнаго кого же забавлешя, нисмущешя. Грам, п. Пил. 1382 х. мвленьи, ни ходить по гробомъ, ни по скровищемъ прадёднимъ (TWV rcpoyovwv). Пчел. И. Публ. б. л. 88. — праздничное угощенье, праздникъ: — Оставихоиъ Въсхотё преставити весь АЗЫКЪ ОТЪ вёры прадёдпраздьникы, позоришта, съборы, пиры (4ор-го). Гр. НАИ. Георх. Ам. (Увар.). 190. Всю власть даеть Ти- Паз. XI в. 41. И вдасть деедтину Настасу Корсунд.ридатъ стомо* Григорию шпровращати прадёдная еиа нину, и створи праздникъ великъ въ тъ днь болдро капищным храмы. Жит. Грих. Армен. XVI в. (В.). и старцемъ людьскъ*, и оубоги раздам имёнье много.
7
Пов. вр. л. 6504 х. Избывъ же Володимерь сего, по — относящейся къ праотцу, т. е. къ первому человёку:— етави црквь, в створв праздви великъ, вард т про Избавленик тобою отъ прадёдьнм клятвы. Мин. верь меду. т. ж. Праздновавъ кндзь днии я, в въз: 1097 х. л. 8. Ш лютё моки немощи, мом -бо^же правращашетьед Кыеву на Оуспеяье Стым Бца, в ту дёдьнм, заповёдь бо забы дан*нк (гсротгйигыр). Гр. Паз. пакы створдще праздна великъ, сзывам бещислевое XI в. 155. Сквьрну прадёдьнАго очистить грёха. Кир. мноство народа т. ж. Твордше в праздникъ велии Тур. Сл. о слпп. 57. на памдть стою нищимъ, оубогымъ всёмъ, подам С О П Р А Д Ъ Д Ь О Т В О — предки, дёды: — Яко же солнце, имёнии нлтню всёмъ. Пест. Бор. Гл. 43. с'яше православ'е въ области и дръжавё вашего отчьства в дёдства и прадёдства великаго твоего — веселье (во множ. ч.): —- Преложю праздвикы ваша господства и благород'я. Поел, на Ухру. 1480 х. въ пла. Повх. I л. 6807 х. .