
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
749 Этрусское искусство. 750 Сона» Л ю т е ц и я и п е р в ы е о б и т а т е л и Г а л лии — э т р у с к и и п е л а с г и » ; там ж е ; его же, •Иберо-этрусеко-италская скрещенная п л е менная среда образования индоевропей с к и х я в ы к о в » , там ж е ; его оке, «Яфетиче ская теория. Общий курс учения о языке», там ж е , т. I I , [ Л . ] , 19 3 6 ; его же, « О п р о и с х о ж д е н и и я з ы к а » , там ж е ; его э*се, « К а р фаген и Р и м , f a s и j u s » , т а м ж е , т. I V , [ Л . ] , 19 3 7 ; его же, « К в о п р о с у о п р о и с х о ж д е нии п л е м е н н ы х названий ,,этруски" и ,,пеласги", «Записки Восточного отделения Р у с с к о г о а р х е о л о г и ч е с к о г о общества», П . , 1 9 2 1 , т . X X V ; Мюлештейн Г., «Истори ческое значение в о п р о с а об этрусках», «Вестник древней истории», М., 1 9 3 8, № 4 (5). В. Перцев. Этрусское искусство. Искус ство этрусков (см.), развивавшееся в V I I — V I вв. до х р . э., далеко не бы ло самостоятельным художественным явлением. Образы его в значитель ной мере навеяны искусством Греции и Востока. Произведения искусства Этрурии, исполнявшиеся большей частью по заказам местной знати, представляли работу греческих мас теров или их учеников — этрусков и италиков. И те и другие применя ли греческие формы и греческие мо тивы, вносили в эти формы в раз ной степени особую экспрессию и своеобразие, чуждые произведениям восточного Средиземноморья. Только этрусский скульптурный портрет является несомненно творчеством этрусских мастеров и самым к р у п ным явлением художественной ж и з ни Этрурии. •Архитектура. Сохранились о б о р о нительные городские стены э т р у с ских городов полигональной и квадровой кладки, а также городские ворота, перекрытые арками сводов из клиновидных камней. Во внутрен ней отделке гробниц определённого типа и в архитектурном оформле нии городских колодцев и родников применялся свод, выведенный напус ком камней. Эти виды свода не изоб ретены этрусками, а заимствованы ими у народов Востока. Жилые до ма не сохранились. Типы домов-особ няков этрусской знати V I и V вв. до х р . э. устанавливаются археоло гами по внутреннему оформлению гробниц, высеченных в туфовой поч ве под курганами. В этих домах, первоначально дере вянных, при двускатной кровле применялся иногда в вестибюле в е е рообразный полусвод над апсидой. Но судить о внешнем облике таких домов нет возможности. Поэтому вопрос об зтрусской художествен ной архитектуре в основном сводится к вопросу о храмах. Наиболее ран ние из найденных в раскопках х р а мов датируются первой и второй по ловиной V I в. Они реконструиру ются на основании ряда фрагментов, т. к. обычно доходят до нас только фундамент и декоративная скульпту ра. Причина заключается в непроч ном материале: только фундамент закладывался из твёрдого камня, стены строились первоначально из сырца, позже — из туфа, облицовы вались таблицами из росписной тер ракоты, архитрав и каркас кровли были из дерева, кровля покрывалась терракотовыми черепицами. Рельеф ные фризы, антефиксы, акротерии, карнизы, статуи круглой скульпту ры выполнялись из терракоты. Та кое здание нуждалось в частом ре монте, а через 100—120 лет должно было строиться заново. Современная наука делит историю развития храмовой этрусской архи тектуры на три фазы. Первую фазу, охватывающую храмы V I в. до х р . э., воссоздать трудно. Это были неболь шие храмы греческого типа (антовый храм и простиль) с несомнен ными чертами ионийского ордера; найдены их Остатки в Велитрэ, Цере (совр. Черветри), Питилиано, Сатрикуме, Риме и др. местах. Найдены фундаменты, рельефные фризы, у к рашавшие архитрав и грани фрон тона, акротерии и антефиксы. Высо та храма точно неизвестна. Фронтон был открыт. По восходящим граням фронтона шли и орнаментальные и фигурные фризы, по архитраву — также> фигурный фриз. Вторая фаза развития обнимает конец V I в . и первую половину V в. до х р . э. Наряду с антовым храмом и простилем строились и большие храмы — амфипростили и периптеры. Стены и остов колонн делались из туфа. Почти неизменное наличие фризов на архитраве говорит о пре обладании храмов ионийского орде ра, хотя есть и исключения. Наибо лее интересны три храма этой фазы: в Фалерйи-Ветерес, первоначальный храм Юпитера на Капитолии в Риме и храм Матер-Матута в Сатрикуме. Характерной чертой их является