
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
545 Экспрессионизм 546 кер (1882) и др. (об этих писателях см. | эта интеллигенция, в большинстве ХЬУШ.прил. деятели науки и литера-; случаев, не могла понять внутреннего туры, 115 сл.). Уже с 1910 г. стали вы-1 единства между революционной борьходить журналы, вокруг которых труп-1 бой пролетариата и освобождением пировалась литературная молодежь, человеческой личности. Антитезу; „личтребовавшая резкого разрыва с прош- '. ность и плохо организованное общелой литературой, низвергавшая авто- ство" эта интеллигенция заменила боритеты, выкинувшая лозунг неограни- лее расплывчатыми антитезами: .личченной свободы личности. В 1910 г. ность и всякая организованная обще* появилась „ Action" Франца Пфемферта ственность", „личность и мир" и т.п. (род. в 1879 г.), друга Карла Либкнохта и • Вместо войны с господствующими Розы Люксембург, в Ш13 г.—„Die Weis- классами рвущаяся к свободе личность sen Blatter" Шикеле. Война и последо- объявляла войну всякому коллективавшая затем революция послужили в и стеком у принципу, всякому порядку, новым толчком к возбуждению экспрес- Возненавидев данную форму, экспрес сионистской молодежи. В 1916 г. Курт сионисты восстали против формы вообВольф выпускает журнал Der Jungste ще. Проникнутые ненавистью к капиTag", в котором сотрудничают Вехер. тализму и созданной им механизации Газенклевер, Кафка, Шикеле, Штерн- жизни, питая не меньшую ненависть гейм, Тракль, Вертель. В 1920 г. экспрес- к милитаризму и войне, как к крайним сионисты группируются вокруг жур- выражениям принудительного органинала „Unser Weg". В эти же годы по- зационного принципа, экспрессиоявляются главные манифесты экспрес- нисты, как общественно-литературное сионистов в стихах и прозе, среди них направление, не сделали неизбежного ^MenschheitsOammenmg*, с нашумев- логического вы во да из своей ненависти, шим предисловием' Курта Пинтуса. не примкнули к революционному рахорошо выражавшим устремления но- бочему движению, за немногими исклювой школы. „Жизнь человечества стала j чениями (Вехор). Они мечутся между невозможной, писал Пинтус: оно нахо- \ богоискательством, социализмом, анардится в рабской зависимости от своих хизмом, пацифизмом: обращаются к мипроизведений, от своей науки, от своей стике, к толстовству, к идеалам Руссо; техники, от своей статистики, от своей ; прославляют первобытного человека в торговли,промышленноети,отокаменев- j противовес прогнившей современной шего общественного порядка. Самое j цивилизации, негров, австралийцев к главное, двигательная сила, заклю-' т. д. Своих предшественников они вичается не в учреждениях, не в изобре-1 дят во всех литературных бунтарях, тениях, не в законах, добытых путем • Романтики, символисты,дадаисты и пр. наблюдения, а в человеке". разными оторонами соприкасаются с ( ! M В смысле социальном Э. был в сущ- экспрессионистами. В числе этих предкости только более бурным проявле- шественииков самые разнообразные нием индивидуалистического бунта имена: Стриндберг, Достоевский, Реымелкобуржуазной интеллигенции, того бо, Гауптман, Оскар Уайльд и т. д. бунта, который начался повсюду в Почти все экспрессионисты проходят Европе вместе с кризисом капита- бурный путь, отражающий резкие перелизма. Кризис этот жестоко бьет по. ломы в настроениях мелкобуржуазной мелкой буржуазии, мечущейся между •интеллигеицви.Довойны—утверждение двумя враждующими классами—капи-'ЖИЗЕШ, радость жизни, своеобразный талистами и пролетариатом. Немецкая сантиментальный Э. Во время войны интеллигенция, в особенности после преобладают бунтарские, революциоявоенных неудач и революции, ощущала >ные мотивы, пафос обличения, ненавильгельмовский военно-полицейский • висть к полицейско-бюрократической. режим преяеде всего как насилие над . милитаризированной военной Герматворческой личностью, как оковы,! няи. По окончании войны—приспособсковывающие порывы свободного ду-! ленчесгво, примирение в связи с отноха. Слишком тесно связанная с бур- j сительной временной стабилизацией, жуазней и буржуазным сознанием,; поворот к покою и порядку, выражаю18"