
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
393 394 луга основу для экономического ана : требуя обложения налогом землевладе лиза. Это обстоятельство и привело ния и освобождения от обложения про физиократов к тому, что они произво мышленных предприятий; они идут дительным трудом, т.-е. трудом, про против земельной привилегированно изводящим (создающим) прибавочную сти и в конечном счете против зе ценность (produit net), счптали только мельной собственности. В это же труд в земледелии п что земледель самое нремя они в большинстве слу ческий труд они клали в основу всейчаев сами крупные землевладельцы, хозяйственной деятельности страны, придворная знать, земельная ари подчиняя ему и торговую деятель стократия. Несмотря на все противо ность п промышленную. I I в дан речия, физиократическая школа дала ном случао фпзиократпчекая мысль для научной экономической мыелв отражала лишь общественные отноше очень много. Она подходила к анализу ния своего времени, сложившиеся не экономических явлений, уже не скользя - достаточною определенностью и от по поверхности, как это было у меркан с четливостью. «Когда речь заходит о тилистов. Основной объект пх внима том, чтобы показать, что прибавочная ния—производство, в их время уже вы стоимость создается в сфере производ двигавшееся на первый план,—вводил ства, тогда приходится обратиться физиократическую мысль в самую сущ прежде всего к той отрасли производ ность экономики и приводил к глубокоства, в которой создание прибавочной му пониманию экономических фактов стоимости обнаруживается независимо Идея общественных классов, которую от процесса обращения, то-есть к зем развпвалп физиократы, стояла в свя;;н леделию. Поэтому ишгциатива нового с тем фактом, что ко времени выступ учения принадлежала стране, в кото ления физиократов земельная собствен рой преобладало земледелие" (Марке). ность была уже заметно отделена от Несмотря на свою феодальную внеш земледельческого труда; классы до не ность, физиократическая мысль отра которой степени уже обрисовались, жала интересы развившегося промыш хотя и в недостаточно определенной ленного капитализма. Последнее про форме: промышленник-капиталист п является и в формуле „iaissez fnire, промышленный рабочий у физиократов laissez passer" и в требопанпях сво еще не могли найти себе четко опреде боды торговли, и в критике полицей ленного моста и сливались в одно не ской опеки, системы монополий, при-'раздельное целое. вплегий п проч. В учении физиократов, Я В И В Ш И Х С Я В Будучи первой попыткой дать эконо-; общем п целом идеологами промышлен2.шч<*ск11й анализ капиталистического ного капитала, содержалось много производства, завуалированного при пдей, развивавшихся экономистамиэтом особенностями земледельческих классиками. Классическая школа по отношений, физиократическая система литической экономии сложилась на содержала в себе много противоречий. родпне промышленного капитализма— Эти противоречия не что иное, как про в Англии, с появлением машин и крупно тиворечия между формой и содержа го производства н отразила е большою нием. Так, напр., исходя из идеи есте яркостью, четкостью и полнотой ту же ственного права п естественных зако идеологию и те же интересы, какие в нов, которым подчинена общественная затуманенной форме отражали в своих жизнь, физиократы создают теорию учениях физиократы. Новая экономи народного суверенитета п этим устра ческая школа-школа классическаяняют и отрицают идею самодержавия, шла на смепу устаревшой меркантилнНо в то же время они монархисты и стической и несовершенной, а во мноразвивают идеи абсолютизма. Они раз- гом н ошибочной, Физиократической вивагот ряд идеи, легших позднее в ос системе. Классическая школа—порож нову Великой французской революции дение общественных отношений разви {вся деятельность Тюрго—«введение к' того промышленного капитализма. Бе французской революциивыступают породили новые формы прои водства, с пдеей единого земельного налога, носые классовые отношения, борьба