
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
669 Школьное дело. 670 зовакие высших школ — „универеите- Развитие городской жизни вызвалотов" второй же процесс — создание желание горожан иметь свои школы. „бюргерских" школ в Германии и „гу В Англии это привело (XIV в.) к со манистической" гимназий в Италии, зданию школ „гильдий" и „независи распространившейся затем по всей мых школ", в Германии — городских „латинских" школ. Открытие их встре Европе. тило противодействие духовных вла На возникновение университетов по влияло: а) знакомство, в результате стей и осуществилось лишь послекрестовых походов, с арабской культу долгих конфликтов. Сначала городские рой (особенно с арабской медициной школы Германии мало отличались по и с сочинениями Аристотеля, сохра содержанию от прежних церковных и нившимися у арабов), б) начало ерети не удовлетворяли жизненных запросов ческих движений внутри церкви, что купечества и ремесленников. Поэтому заставило церковь плотнее взять в руки стали возникать, по частному почину, дело образования. Учитывая тяготение школы немецкой грамоты и письма. молодежи к изучению риторики и Это в свой черед вызвало протест го диалектики, церковь старается сама родских властей, начавших борьбу со овладеть достижениями в области ло „школами закоулков", но потом ча гики и направить их по желательному стично принявших их в свое ведение ей пути (лозунг: „философия—служанка под назв. „учебных домов". Частные богословия", деятельность ученых до школы все же продолжали работать, со миниканцев и т. д.), в) рост больших средоточив главное внимание на препо государств и монархической власти давании прикладной арифметики (пре приводит к восстановлению норм рим подаватели ее звались „модиетами"). ского права; оттого монархам нужны Одновременно изменение бытовых образованные законоведы. Все это вы условий рыцарской знати (в связи с пе звало к жизни „университеты" (см.), реходом от барщины к системе денеж как ученые корпорации, где препода ного оброка) сказалось и на системе вос ются высшие науки питания: рыцари учат сыновей книж В начале ХШ в. светская власть ным наукам, приглашая домашних на формально узаконяет ряд таких кор ставников из университетских кругов. пораций, возникших в конце ХН в. Отсюда в XIII—XIV в.в. возникает новая (в Париже, Болонье, Оксфорде), выда отрасль педагогической литературы— вая им особые привилегии на само трактаты о воспитании и обучении де управление и неподсудность обычным тей знати (напр., Винцент де Вове, Эгисудам, а церковь устанавливает обы дий Романус и др.), отличающиеся во чай утверждения окончивших учение многом новыми мыслями (требование в ученых степенях с правом „повсе мягких мер воспитательного воздейместно преподавать" (так наз. „ли- | етвия, заинтересовывания воспитанни ценция"). Это оформило университеты ков учением, приноравливания к их как учреждения. По своей структуре индивидуальности и т. д.). Эти взгляды университеты были двух родов: „про более обстоятельно были развиты и фессорские", где права самоуправле обоснованы в XV в. итальянскими гу ния имела коллегия преподавателей манистами. (Париж, Оксфорд и др.), и „студенче На создание гуманистической школы ские", где права корпорации имели повлияло своеобразие бытовых условий студенты, выбирая из своей среды итальянских городов, где после про администрацию, приглашая от себя должительной борьбы буржуазия вы профессоров на определенных условиях рвала власть из рук аристократических и издавая „статуты университета" фамилий, но в свою очередь выдвинула (болонский у-т). Как преподаватели, слои новой денежной знати, в значи так и студенты университетов счита тельной степени усвоившие дворянскую • лись „клириками". В XIV и XV в. в. 'культуру. Этот синтез дворянской и университеты распространились по буржуазной культуры и создал куль всем странам Европы, кроме России и т у р у Ренессанса с его преклонением Турции. 1 перед античными традициями (факти;