
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Школьное дело 1 662 .уки (Константин Порфирородный и др.), цами. До завоеваний германцы не приходя в упадок после их смерти. : имели ни грамоты, ни школ. Завоева Такие монастырские школы развива ние заставило их перейти к более лись временно, в связи с работой от сложным государственным формам, дельных учителей. Часто школа не требовавшим писанных законов и пись имела полного курса, ограничиваясь, менного делопроизводства. Формы по напр., грамматикой и риторикой. Ма следнего заимствуются из римских тематика имела место лишь в немно учреждений вместе с латинским язы гих школах, и число лиц, знающих ком, ставшим официальным языком хотя бы арифметику целых чисел, на всех „варварских королевств". От считывалось единицами. Музыке (цер сюда—нужда в школе латинской пись ковному пению) уделялось обычно менности. Еще сильнее того же требо большое внимание (влияние Иоанна вали нужды церкви, распространявшей Дамаскина и др. авторов церковных латинское богослужение среди вновь песнопений). До богословия, считав ! обращенных германцев: ей школа была шегося венцом науки, доходили лишь j необходима для подготовки духовен в некоторых школах, но богословский ства и как орудие религиозной пропаналет ощущался на всех предметах, и ! ганды. Большинство старых римских ученые богословы пользовались сла j школ закрылось в условиях переселе¬ вой и почетом. В некоторых школах ! ния племен и междоусобий, но одноизучали классиков в подлинниках I временно возникали и -новые — при (в связи с риторикой, диалектикой), I дворцах королей, при церквах и моначаще же—в извлечениях и компиля ! стырях. Монашеский орден бенедик циях, составленных для школ в боль тинцев (см.) ввел правило обучать при шом количестве. Новый удар школам монастырях детей, готовящихся всту нанесло завоевание Константинополя пить в монахи, а монахов обязал за крестоносцами 4-го крестового похода ниматься перепиской книг. Белое ду („Латинская империя*) в Х Ш в. С вос ховенство подготовлялось в школах при становлением греческого господства соборах. Иногда возникали маленькие .<династияПалеологов)начинается куль школки и при приходских церквах, где турный расцвет (XIV в.), ожививший учили латинскому языку и церковному школьную деятельность. Школы ра пению, готовя певчих и чтецов. Школа стут количественно и качественно (из делается всецело церковным учрежде учение классиков), некоторые прини нием, а духовенство почти единствен мают формы высших философско-бого ным грамотным элементом в полуди словских школ (изучение Платона). ком обществе. Те же школы готовили Турецкое зовоевание (1452) положило и секретарей и делопроизводителей в конец „византийскому возрождению", учреждения; большинство их были кли л, по свидетельству одного книжника, рики. Вместе с латинским языком „музы покинули Грецию и пересели школы удержали и старую программу лись в Германию*. При некоторых мо „семи свободных искусств", не столько настырях школьная работа продолжа потому, что она отвечала потребностям лась и при турках, оказав влияние времени, сколько потому, что другой в X V I — X V I I вв. на школы московской школы не знали и удерживали по тра ж юго-западной Руси (см. ниже). диции то, что есть. Впрочем, „семь Б. Ш. д. в Западной Европе эпохи ран искусств" изучались лишь в немногих, него средневековья.Эпоха, феодализма на лучших школах, прочие же довольство Западе обычно делится на три периода: вались элементами латинского языка и 1) раннее средневековье, или время изучением богослужения. Одинаковость подготовки феодализма (V—VIII вв.), церковных и школьных форм по всей 2) расцвет феодализма (IX—XII вв.), Зап. Европе привела к созданию еди 3) позднее средневековье ( X I I I - X V B B . ) — ной книжно-латинской культуры, лег переходный этап к эпохе торгового шей повсюду как бы верхним слоем капитализма. В раннее средневековье над нарождающимися культурами но происходит процесс слияния римских вых наций. Крестьянские массы, а отча элементов с завоевателями — герман- сти и землевладельческий класс были