
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
«59 Ш к о л ь н о е дело 660 ния грамматики и риторики, переходил вянских элементов—французы, италь •после к вопросам религии. Его дело янцы, испанцы,англичане,немцы и т.д.) продолжали Климент (создавший славу б) оформился возврат к натурально-хо зяйственным формам, сопровождаемый этой шкоде) и Ориген, открывший по общества и государ добную же „катехическую* школу в феодализацией ства; в) экономическому регрессу соотАнтиохии (ср. Н, 106/07). Но число „катехических* школ в I I I в. было не ветствует культурное одичание, хотя велико: духовенство боялоеь их вреда • некоторые элементы античной кульдля вероучения (как из-за светских туры входят в быт новых наций и наук, так и потому, что такие школы < в их числе — школа „семи свободных иногда открывались и использовались j искусств", использованная для своих „еретиками" для пропаганды своих < целей христианской церковью и насамнений). Когда при Константине хри-. ждаемая ею среди вновь обращенных стианство стало государственной ре-; в христианство народов. Кризис слалигией, споры об отношении к школам' бее сказался на Востоке, где Визанпродолжались. Фактически до конца! тийская империя удержала формы Империи христиане посылали детей | римской государственности, сильнее— в старые грамматические и риториче-1 на Западе, где возникли „варварские ские школы. Там же училось больший- j королевства", а с I X в. феодализм ство духовенства, усвоившее себе „ве- j выкристаллизовался в его классичелеречивый" стиль риторских упражне-1 ских формах. ний, удержавшийся в течение многих j А. Ж д. в Византии. В Ш. д. Вивеков в практике церковных пропове- зантия сохраняла до конца своего су дей. В V в. начинается сиетематиче-. ществования (XV в.) основные формы екая борьба со старыми школами, как! школы последних лет Римской империи, оплотом языческой идеологии. Госу- j заменив лишь постепенно латинский дарство закрывает школы риторов и | греческим в официальном обифилософов (включая афинские школы), i ходе. Как и раньше, куре школы со Остатки их слились с новыми школами стоял из .семи свободных искусств", христиан, в которых в качестве под считавшихся подготовительной сту готовительного курса, предшествую пенью к христианскому вероучению. щего изучению религии, вошли преж- Школы подготовляли духовных лиц и ние „семь свободных искусств". Итак,; будущих государственных чиновников, достижения античной культуры не | и х же учились и все, желающие были вовсе изгнаны из обихода, но им j получить образование, независимо от (в виде названных школьных предме- ] профессии. Воспитательные задачи тов) приписывалось служебное значе-1 считались важнее образовательных: ние, целью же школы было провозгла-1 школа стремилась воспитать „в страхе шено укрепление в христианском уче-1 божием* (педагогические теории Ви ш и . В общем с утверждением хри-! нтии обычно перефразировали мы стианства число школ, повидимому, ели Иоанна Златоуста). Число школ, сократилось (точных данных нет), сократившееся при закрытии язычеВ дальнейшем этому сокращению споу—VI вв., еще умеяьши•собствуют вторжения варваров и проi x . в связи с борьбой импецесс социального разложения госу- j раторов против монашества („иконодарственного организма, сопровождав-1 борство"), вызвавшей закрытие мношийся резким падением культурного. монастырей, а с ними и школ, уровня („падение античной культуры" последующие столетия школ было л переход к так наз. „средним векам"). круг „книжных людей" весьма 3. Ш. д. в феодальной Европе (средн. I узок. Массы были безграмотны, и об 'века). Разложение Римской империи обслуживании их школой речи не возV B . было внешним показателем огром никало. Судьба отдельных школ зави ного культурного кризиса, когда: а) из села от инициативы отдельных люби менилась этнологическая и политиче- телей просвещения: константинополь ская карта Европы (новые нации из. екая дворцовая школа расцветала при •смешения греко-римских и германо-сла-1 некоторых императорах, любителях ная з ы к в Н за с к и х ш к о л в л о с ь в в г и х В м а л о > и 1