
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
657 Школьное дело 658- гл. обр., теорию и практику оратор жбы (внештатные—-не освобождались). ского искусства, диалектику (логика В 301 г. эдикт Диоклетиана о твердых с ее практическим применением для ценах на товары и заработную плату дебатов и дискуссий) и иногда на установил тариф оплаты учительскогочатки философии. Преподавание велось труда. Дальнейшая регламентация и посредством: а) изучения текстов из уточнение учительских привилегий вестных ораторов (Демосфен, Цицерон и оплаты проводится Константином. и т. д.), б) самостоятельного составле В виду перехода государственных до ния и произнесения речей (похваль ходов-расходов на натуральную си ных, обвинительных, защитительных), стему, оплата штатных учителей исчи построенных по строгим правилам, сляется в „аннонах", т.-е. натуральных в) дискуссий на заданные темы. В годы пайках, принятых за единицу (закон Республики такая школа давала прак Грациана 376 г.; он же велел реги тическое образование будущим обще стрировать всех, приехавших в Кон ственным деятелям. В годы Империи, стантинополь и Рим учиться). В 425 г. когда государственная жизнь бюро императоры объявили государственную кратизируется (уничтожение народных монополию Ш. д., запретив частные собраний и т. д.), ораторское искусство школы (кажется, закон полностью не уже не нужно для жизни, и на рито осуществился). 4 ) Решительные пере рику смотрят как на общее образова мены во взглядах на цели школы про исходят в связи с распространением ние для культурного человека. ставшего в IV в. госу В период поздней Империи (IV—V вв. христианства, н. э.) выявились следующие перемены дарственной религией Империи. Хри в постановке Ш. д.: 1) установился стиане еще в период подпольного су нормальный цикл дисциплин, необхо ществования своей церковной органи димых, по мнению общества, для обра зации поставили вопрос о своем отно зованного человека: грамматика, рито шении к греко-римской культуре. Боль рика, диалектика, арифметика, геомет шинство их решило его отрицательно: рия, астрономия и музыка (так назыв. „нельзя одними устами славить Хри „семь свободных искусств", усвоенных ста и Юпитера". Духовенство i i — I I I вв. позднейшей средневековой школой); часто было неграмотным (в связи с де обычно они проходились в прежних мократическим составом ранней цер риторских школах. 2) В связи с прак кви) и иногда даже ставило себе необра тическими потребностями жизни воз зованность в заслугу. Отрицание суще никают специальные школы медицины, ствующей школы поставило вопрос о архитектуры, школы жрецов-прорица создании своей, христианской школы телей и т. д. Среди них, как особен для наставления в религии и подго ность римского быта, характерны школы товки пастырей. Зародышем такой гладиаторов, возникшие еще при Рес школы были епископские собеседова публике (см. X V , 45/48). В них обуча ния^ диатрибы", примерно в тех же фор лись военному делу рабы-военноплен мах, как беседы древних философов). ные и осужденные преступники, а Приток интеллигентских элементов в иногда ж свободные—по бедности, ради церковь и необходимость полемики заработка или вследствие увлечения е противниками вызывает потребность опасным спортом; но каждый свобод в знании риторики и основ филоеофии. ный, ветупая в школу, давал подписку Образованные христиане отстаивают подчиняться режиму наравне с рабами право на занятие светской наукой („позволять себя бичевать и жечь же (хотя бы в форме „искания золота в. лезом"). 3) Школа становится все более навозе"), выдвигая взгляд, что нельзя и более государственной: еще при имп. ее отвергать огульно, т. к. философия Веспасиане (I в. н. э.) начали оплачи была подготовкой человечества к от вать из казны некоторых преподава кровению. Обращенный в христианствотелей грамматики и риторики в Риме. ритор Пантен ок. 180 г. основал в Але Со I I в. составляется штат учителей, ксандрии школу для вступающих в подлежащих освобождению от муници христианство („оглашенных", или „капальных повинностей и военной слу техетов"), в которой, начиная с изуче-