
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
•853 Школьное дело 654 товку, вступая в число „эфебов" (по-! грамматики и риторики, которым оаи лучали оружие на торжественных со-! и обучали за плату всех желающих. браниях и давали клятву быть верными' Деятельность Сократа и его учеников законам города). Эфебы учились гим подняла спрос на философские знания. настике, строю, пешему бою, метанию В результате этих явлений в на копья, стрельбе из лука и несли гар чальной школе постепенно изменились низонную и караульную службу в уроки грамматиста: они сопровожда -стране. Сначала срок военного обуче ются прохождением грамматики и ис ния равнялся году, потом—2 годам. пользуют поэтов уже не столько с эсте Местом упражнений эфебов были „гим-тической стороны, сколько как мате насии"—• как бы общественные клубы риал для грамматического разбора и физической культуры, открытые для формально-словесного анализа. В IV в. всех граждан и усиленно посещаемые в начальных школах вводятся уроки населением. Одни ходили туда для уча рисования (нововведение худож. Памстия в упражнениях, другие—ради зре фила Амфипольского). Еще важнее то, лища и встреч друг с другом. Посеще что над элементарной школой возникла ние „гимнасий" для эфебов было обяза как бы следующая ступень: при гимтельно. В противоположность началь наеиях входит в обычай (сначала в ным школам, эфебия—государственное форме свободных бесед, затем—посто учреждение, руководители (софрони- янных уроков) заниматься граммати сты) и учителя которого выбирались кой, риторикой, геометрией, астроно народом и получали жалование от го мией. Возникло, так. обр., нечто в роде сударства (документальные данные об средней школы (чаще всего в форме эфебии начинаются лишь с I V в. до школы риторики). Из свободных же бе н. э., но начало восходит к древнейшим сед отдельных философов с учениками •временам). создалось нечто в роде высшей школы. Места, где обычно беседовал тот или В конце V в. вся эта школьная си стема претерпевает ряд изменений в иной философ, постепенно делались связи с социальной и интеллектуаль всем известными пунктами изучения ной эволюцией афинского общества. философии (см. Академия и Лицей).— Греко-персидская, а затем Пелопонес Таким образом, в Афинах постепенно ская войны ослабляют крестьянство и возникло несколько школ, где взрослым аристократию и ведут к преобладанию слушателям преподавали философию «городского демоса" (мелкая буржуа в духе того или др. философского те зия), связанному с прочным устано чения (платоники, перипатетики, сто влением демократического правления. ики, эпикурейцы). Точной границы Условия политического быта (народные между „средней" и „высшей" школами собрания, народные суды, участие мел не было. В остальных городах Греции ких ремесленников и портовых груз мы-видим нечто схожее или со Спар чиков 'в правительственных органах той, или с Афинами, с некоторыми п т. д.) вызывают потребность в раз местными отличиями. Школа эпохи эллинизма. В конце витии ораторских навыков у каждого. Отсюда—мысль о необходимости обу IV в. до н. э. Греция теряет поли чения в школе искусству говорить. тическую самостоятельность, превра Одновременно обнаруживается пово щаясь в провинцию македонской мо рот всего традиционного мировоззрения нархии. Но культура ее захватывает в сторону рационализма и интеллек соседние народности (Малая А.зия, туализма (движение софистов, Сократ Египет), продолжая развиваться на но и его школа и т. д.). Отсюда—потреб вой почве („эллинистическая куль ность в школе мышления. Софисты (см.), тура"). Описанные школьные формы •отрицая объективную истину и утвер продолжают существовать и распро ждая, что каждый человек по своему страняться в новых местах, с неко -будет прав в своих суждениях, если торыми изменениями. 1) Эллинистиче сможет доказать свое в споре,—первые ские государства (бюрократич. монар •в Европе положили начало изучению хии) вместо гражданских ополчений техники речи в виде новых дисциплин— применяют систему наемных войск. В