
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
€45 Школьное дело роли государств, власти, общественной ликвидации неграмотности. Хотя их или частной инициативы в создании работа по существу является вполне и ведении школ и т. д.); 2) вопросы школьной работой, но по установив материального существования школ шейся терминологии обычно ее относят (платные или бесплатные школы, шко к области „внешкольного образования* лы на государств, содержании или на (см. X, 490/93). хозяйственном расчете, вопросы школь Цели и задачи школьной работы по ных зданий, оборудования и т. д.); нимаются сейчас и понимались рань 3) программы школьного образования; ше крайне неодинаково, в зависимости 4) методы преподавания; 5) составле от экономических,политических и куль ние учебников, руководств, методиче турно-бытовых условий данной страны ских поеобий и т. д.; 6) подготовка пе- в ту или иную эпоху. Так, если совет дагогич. персонала. Для современной ская трудовая школа ставит еебе целью советской трудовой школы (и некото подготовку участников социалистиче рых передовых школ Запада) весьма ского строительства и борцов за сози существенными являются также во дающийся коммунизм, то на Западе просы: 7) работы школы с окружающей мы встретим ряд формулировок иного средой (содействие школы в экономи порядка: „гармоническое развитие лич ческих и культурных запросах насе ности", „развитие активности и твор ления; общественно-воспитательная и ческих способностей" (так назыв. тече пропагандистская роль школы), 8) уче ние „школы действия"), „подготовка нического самоуправления. К Ш. д. человека и гражданина" и т. д. Еще также непосредственно примыкают большая пестрота формулировок встре такие виды деятельности, как школьная тится нам, если заглянуть в прошлое. гигиена, статистика народного образо Все эти определения целей школы в вания, издание педагогич. журналов обществе, разделенном на классы, и др. видов педагогическ. литературы всегда в той или иной степени отра и т. д. жают понятия и интересы различных По возрастному принципу и объему социальных группировок, хотя часто знаний школы в настоящее время рас и претендуют на обще-человеческое падаются на: а) начальные гиколы (эле значение. Формы школы точно так же ментарное обучение детей), б) средние неоднократно видоизменялись в про (дальнейшее образование подростков), цессе исторического развития, хотя в) высшие (юношество и взрослые). Коли некоторые .из них оказывались чрез чество ступеней школы в разных стра вычайно устойчивыми и надолго пере нах различное (чаще всего 3—4). Воз живали те общественные условия, ко раст для поступления в начальн. школы торые их породили. Поэтому правиль сейчас обычно определяется в большин ное понимание школы, как социального стве стран в 6—8 лет. Продолжитель явления, возможно только путем исто ность обучения в разн. ступенях школы рического ее изучения. I I . История Ш. д. 1. Древнейшие дан в разных странах также различна (см. ниже). По программному содержанию ные. Народы, стоящие на низком уровне школы обычно делят на: а) обисеобра- хозяйственного и культурного разви зовательные дающие знания и навыки, тия, обычно школы не имеют, т к. в необходимые с точки зрения современ ней еще не ощущается надобности: ного общества всякому культурному „педагогический процесс" у них про человеку, независимо от его профессии, текает стихийно, и подготовка к жизни и б) профессиональные, подготовляю подрастающих поколений полностью щие специалистов разных отраслей и осуществляется участием детей в ра разной степени подготовленности. И ботах их родителей. Путем подражания те и другие могут быть разных ступе дети усваивают технические приемы ней, обслуживая разные возрасты. От тех или других работ, а также вравы, дельно стоят школы для взрослого на обычаи, моральные понятия. Если при селения, не получившего своевременно этом и имеет место иногда процесс нормального образования: „школы взро обучения (напр., владеть луком и стре слых*, разные вечерние курсы, пункты лами, заступом или топором и т. д.), 7