
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
€09 Шинто. 610 ременного японца догмат Ш. сводится к следующим заповедям: «Познай себя, проникнув в евое внутреннее я. Познай свое сердце, в котором обитает бог, указующий тебе и повелевающий, что делать. Повинуйся этому голосу сердца, и тогда тебе не нужно бога. Познай, откуда ты произошел: ты от своих родителей, они от своих и т. д. Ты обязан жизнью своим предкам и должен быть благодарным, хотя и не видишь их. Помни, что живешь в благоустроен ном государстве, охраняющем твое благо и безопасность. Только в таком Я. Тарасов. Шинто (Shinto), или шинтоизм государстве и могла тебя родить твоя (иногда неправильно пишут синто), мать и смогут вырасти твои дети. древняя религия Японии, вероятно А потому не забывай о своем повели занесенная в евоих оеновныхчертах еще теле—императоре, от которого исходят при переселении японцев с азиатского мир, законы и порядок". материка на занимаемые ими теперь Космогония Ш. в начале всего ставит острова. Ш. продолжает и ныне соста чету прародителей-еупругов, брата и влять существенный элемент в рели сестру, бога Изанаги и богиню Изанами. гиозной и политической жизни япон Они создали сперва Японские острова, ского народа, хотя продолжающееся а потом ряд божеств: богиню солнца— -более полутора тысяч лет сожитель Ама-терасу,и богов месяца—Цукийоми, ство его с буддизмом (см.) и привело бури — Суса-но-ва, огня — Кагу-дзуги. к тому, что в Японии чистых шинто- Производя на свет огонь, Изанами обож истов почти нет, как почти нет и чи глась и потому ушла в подземную оби стых буддистов. В истории развития тель мертвых (Йоми). Изанаги попы Ш. следует различать три периода: тался извлечь оттуда сестру-супругу, 1) первичный, до проникновеная буд как греч. Орфей — Эвридику, но тоже дизма в Японию ( V I в. нашей эры); не сдержал условия, взглянул на нее 2) сосуществование с буддизмом до до выхода на землю и утратил снова. конца X V I I в.; 3) возрождение Ш. в Разные мифы связаны с богиней Аматераеу. Оскорбленная своим братом СуX V I I I и особенно в конце X I X п. Китайскоеназвание шин-то (shin-to)— са-но-во, она скрылась в пещеру, откуда богов путь—сложилось позже, уже по боги, лишившись света и тепла, выма аналогии с буци-то (butsi-to)—Будды нивают ее, показав изготовленное ими путь; по-японски — ками-но-мичи (kami зеркало. Внуком богини Ама-терасу no michi), от ками—бог, высшее суще считался Джимми, первый император ство. Ш. сложился из поклонения силам Японии, относимый к V I в. до н. эры. природы и культа предков. Натурали Боги рассматриваются как существа, стические божества (солнце, месяц, стоящие выше человека, обитающие на звезды, ветер, буря, дождь, гром, огонь, небесах; они могут повышаться в ранге море, горы, деревья) и обожествленные и приставлены, как патроны, к самым герои—вожди и предки—были связаны разнообразным явлениям и предметам мифотворчеством и генеалогически. домашнего обихода (до уборной вклю Напр., император (микадо) считается чительно). Есть в Ш. следы и очень потомком солнца; древний род жрецов архаических культов, напр. культ ли в провинции Идзумо ведет свой род сицы, как оборотня, связанной с рисо от бога бури. Каждый японец обязан выми полями, культ фаллоеа (см.). Из почитать ками жертвами и молитвами ображения богов сначала Ш не знал, по ритуалу, при чем надо соблюдать а впоследствии заимствовал у будди чистоту и избегать всякого оскверне стов. Тела покойников предаются сож ния (понятия физическое и моральное жению, а не погребению. Жрецы же здесь тесно переплетаются). Для сов наты, и сан б. ч. передается по наслед20*» Ш. положил начало новоклассическому направлению, которое, благодаря уче никам Ш.,было укреплено и держалось до 60-х гг. (ср. X I Y , 336). Богатое на следие Ш . хранит музей Ш. при Тех нической высшей школе. При жизни ГЛ. были изданы: „Sammlung architektonischer Entwiirfe" (1820—37, нов. изд. 1857—58), „Grimdlagen d. praktischen Baukunsi" (1834), Loyde, „Schmkels •Sammlung von Mobelentwiirfen" (1835— 37). О Ш. см. Ewjler (1842), Ziller (1897), Tuchermcuin (1879). Ratschel (1892).