Главная \ Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат (окончание)-Чулков \ 351-400

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
683 Чувашская АССР—Чувствительность растений. Чувашская прилож., администр. деление и УССР. 9/10, и чуваши. X X I , 5/6. 684 во времена Линнея различие между растениями и животными полагали в способности чувствовать. I [звеетно деление на 3 царства природы: камни растут, растения растут а живут, жи вотные растут, Жнвут и чувствуют. Но после установления клеточного строения, когда была обнаружена общность протоплазматичеекого содер жимого убедились, что нет принципи ального различия в чувствовании жи вотного и раетения. Количественно Ч . р. часто во много р а з превышает чувствительность животного. Если сое динить последовательно в одну цепь от румкорфоровой спирали и человека Литературные сведения о Ч . разрознены и несистематичны. В настоящее время местные р а и мимозу, то » ответ на индукцион ботники [Мн л ли- Прокофьев, Ы . П. Петров, Д. П. ный удар мимоза начинает складывать Петров. К. В . Элле, А . И . Иванов и другие), В . Ф . Смолин (в Казани) н экспедиции Академии свои листочки при более слабом токе, Наук С С С Р и Академии истории мэтерн<льной чем воспринимает его даже копчик культуры усиленно работают над изучением чу нашего языка. Листочки Biophytum вашского быта. Еибттуафия. Миллгр Г. Ф., „Описание более чувствительны, чем вскрытый живущих в Каванской г у б . ' (1756, С П Б ) ; Лет- нерв. Свет от светящихся бактерий, лик lit., „Дневные записки" (1771, С П Б ) ; Hiuuttmедва воспринимаемый нашим г л а з о м , н<яе aemopa (Мильконич?), „О чувашах" (1773, С П Б ) ; СИМ* В., „Исследование об инородцах Казакск. г." вызывает явственный изгиб у ростков(1851, Каз.); Фирса И., „Инородческое населе ние прежнего Казанского царств а" (1Я69, Каз.); Р н т - Свет вспыхнувшей спички вызывает тих А., „Материалы для ятн о графин Р о с с и и " заметное образование хлорофилла в (1870, С П Б ) ; Золотницкий И. Я . , „Корневой чу вашско-русский словарь" (1875, Каз.}; Магниц этиолированных ростках. Для переме кий В., „Материалы к объяснении старой чуваш низших растений - бактерий в ской веры" (1881, Каа,); Аишарин И. И., „Мате щения риалы для исследования чувашского языка" определенном направлении достаточно (1898, Каз.); Рекса А., „Иа чувашских преданий и верований" (1&9В, Каа.}; Агамарин Н. „Болгары действия нескольких молекул кисло и чуваши" (1902, Каз,); по же. .Опыт исследова рода. ний чувашского синтаксиса" (1903, Каз.); Нрвкч1ыл Л . , „Брак у чуваш" (1903, Каз.); Николь Органы чувств у растений некото ский Н. В., ряд работ по этнографии н миссио нерской деятельности среди чуваш; ^ H u j o p u H H . / j . , рые физиологи, во главе с Габерландом, „Словарь чувашского языка" (1910, Каз.); Комисса вполне сопоставляют с таковыми ж е ром Г., „Чуваши"; Никольский И. В., „Краткий конспект по втнографнм чуваш" (1919, Каз.); органами у животных. Габерлавд в сво ею же, „Сборник исторических материалов о наровностях Поволжья" (1920, Каа.); Смолим В. Ф., ем руководстве по анатомии растений JJK вопросу о происхождении народностей Канеко- посвящает им обширную главу. У выс Вояжскнх болгар" (1921, Ка*.); Л о я н * Н. И. (кро ме цитированной работы в Извест. Ааад. Наук), ших животных органы чувств — посред „О родственных отношениях чувашских и тюрко- ники чувственных восприятий — с о татарсквх языков" (1925, Чебоксары); Петров Л. П., „Чувашия" (1926, Г И З ) ; Морр Н.Я., „Чувати-яфе- ставляют часть нервной системы: вос -тмды" (Чебоксары, 19ЯЙ). Кроне того, лавяые о принятое раздражение передается цент Ч . имеются • следующих пернодичесннх из даниях: Известия О-ва А. И . И. 3 . казанского ральной нервной системе; поэтому ун-та* Известия по каванской епархии; Казанские Губ. Ведомости; Казанская Гааета; Православный осторожнее говорить, в отношении р а Благовестннк; Православный Собеседник; Самар стений с их более простой организа ские Епархиальные Ведомости) Симбирские Губ. Ведомости) Ученые записки К. ун-та; Этнографи цией, лишь об органах, воспринимаю ческое Обозрение; Известия и записки русского щих внешние стимулы, так как иначе Географического Общества и нек. др. покоя и обращались в алых B J I O F . Домашними духами были: Хэр-Сурт (ломовой), Кзрта-Пусе (скотник) и т. д. Рядом с зтими добрыми духамипокровителями были и алые духи: Вулкан, И в , — ду*, приносящий несчастья, и т. д. Кроме духов, у Ч. были также божества, повидимому, косми ческого происхождения. В списке божеств, полу ченном мною от И в . И в . Афонского, записавшего от последнего венось (руководителя обществен ных празднеств), значится 99 божественных имен. В небесных (великн>) богах значились: Мык-Турвеликий бог, творен вселенной! Пюпьхс-Тур — пред определит ель судьбы; Хьрль-Сьыр — покрови тель пчшоводства н грамоты (повидимому, обозна чавшей клейма ча деревьях с боргьями); АслатнТур _ бог грома и Асла-Тур-Амыш (богиня мол нии) и т. я. Далее следовали земные (малые) боги.— напр., Выльх-Сюрата-Кан-тур — творец домашних животных; Сьрт-Сьюрата-кзн-Тур—творец жилищ, Тур Пул Кьхся-Усранаи — производитель злаков и т. д. С бсгинн-духами был связан ряд многочис ленных молений общественных (чун;, семейных (пупы) и яичных, как средство противодействия злым ду!ам с обильными жертвоприношениями скотом, сильно изнуряющими хозяйство. Ч . ока зали сильное влияние на развитие и верования волжских финнов (марн-черемиоов, вотяков). Р у к о водителями религиозных церемоний были выбор ные „йеносъ" к, рядом С ними, были колдуны (тухатнаш)- В настоящее время йемось н тухатмаш слились вместе и превратились в обыкно венных знахарей. АССР, см. X L I , ч. з , РОФСР звук. Чувствительное платя, см. Чувствительность растений. Еще А. Линевсшй. легко совершить ошибку н начать переносить н а растения понятие ощу щений.