
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
369 Церковь. 370 был прибегнуть один из преемников Ц. и государством. Иначе сложи Юстиниана, Ираклий (610—641); он лись отношения после вторжения в стоял перед фактом, что персидское за Византию крестоносцев и образова воевание Сирии и Египта (600 —610) бы ния Латинской империи (1204). Послед ло чрезвычайно облегчено оппозицией нюю империи удалось сбросить; н о этих провинций византийскому центру, перед лицом грозной турецкой опас вследствие крутых репрессий против ности империя вынуждена была искать распространившегося там монофизи- помощи на Западе, и совместно с по тизма. Монофелитское учение, одна слушным императору высшим клиром ко, не было принято ни той. ни дру представитель Михаила VIII Палеологой враждующей стороной; когда в га на лионском соборе 1274 г., великий 40-х годах Сирия, Палестина и логофет Георгий Акрополит, согла Египет были окончательно потеряны сился на унию с католической Ц . для империи, то надобность в компро на условии принятия символа веры миссе отпала, и в 680 г. монофелит- в римской редакции, признания гла ство в свою очередь было осуждено, венства папы в церковных делах и его как ересь, вселенским собором. Дру права принимать к своему рассмотре гого рода конфликт цезаропапизма с нию аппеляции клириков. Уния, одна церковной массой относится к У Ш в. ко, продержалась всего до 1282 г.; про и связан с так наз. иконоборческой тив нее поднялось монашество и руко ерееью. Здесь застрельщиком высту водимая им народная масса, а с дру пила императорская власть, которая гой стороны—очень быстро обнаружи стала опираться к этому времени на лось, что для Рима уния является военные поселения славянских коло только средством для восстановления, нистов, чуждых инокопочитания, и стре в новом виде Латинской империи; по милась еоздать государственный зе этому, хотя народное восстание против мельный фонд путем экспроприации мо унии было подавлено военного силою, настырского землевладения; но т. к. мовсе же преемник Михаила, Андроник П, настыри были центром иконописной вынужден был сейчас же после всту промышленности и главной идеологи пления на престол отказаться от унии ческой твердыней иконопочитания, то и восстановить мир в Ц. Такую же борьба за секуляризацию монастыр судьбу имела полтора века спустя ских владений привела имп. власть к так наз. Флорентийская уния, заклю борьбе против культа икон (см. иконо ченная императором и епископатом борство). Запрещение иконопочитания в то время, когда турки грозили уже было, однако, прямым нападением на самому Константинополю: опять мо народную веру, и такой борьбы импе нахи и народ подняли восстание, пре раторская власть не выдержала; после вратившееся в настоящую граждан смут, продолжавшихся около 70 лет, скую войну. Так под конец существо иконопочитание было восстановлено вания империи оказался разрыв ме постановлением УП вселенского собора жду государственным и церковным (ср. также Византия,!^ 123/25). Насту центром, с одной стороны, и местным пившая в X — X I вв. постепенная фео клиром и народными массами, с дру дализация Византийской империи за гой. Это объясняется, несомненно, влия хватила и церковные отношения; не нием феодализации: с перемещением только императорская власть поль центра тяжести экономической жизни зовалась церковными, преимуществен на феодальное поместье, центральная но монастырскими землями для раз власть, лишенная значительной части дач военно-служилым людям, но и своих рессурсов и потерявшая преж церковные владельцы самостоятельно ний послушный аппарат, уже не име раздавали земли на ленном праве (ср. ла возможности проводить без обиня Византия, X, 130/35). Эта перемена ков свою политику; на военную, силу не уничтожила, но лишь видоизменила также далеко не всегда можно было государственный характер Ц.; при опереться в эту эпоху хронических^ этом произошли лишь некоторые коле внутренних неурядиц и из года в год бания в сфере взаимоотношения между возроставшей внешней опасности.