
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
365 Церковь. 366 •сверх последних в сфере ее церков двинули учение о святых, покровителях ного управления были также некото различных областей жизни, в противо рые новообращенные страны за пре вес прежним богам: Диониса старались делами империи (Армения до 451 г., заменить Георгием, Мамонта объявили славянские церкви—болгарская, серб покровителем стад, другие евятые вы ская, русская после обращения в хри двигались как целители разных бо стианство), но их значение было ни лезней. Рядом с этим распространялся чтожно. Выработанная на никейском культ реликвий (мощей) и икон, как и константинопольских соборах, офи источников чудес; культу стало прида циальная идеология вост. Ц. долгое вре ваться особенное значение, так как он мя не была бесспорной и вызывала был сильнейшим орудием в борьбе про ряд острых конфликтов. Прежде всего, тив прежней веры, тесно связанной с здесь надо отметить резкое разделе культом изображений богов. Главное бо ние между верой официальной, куль жество официальной Ц.—Иисус Хри тивировавшейся ученым клиром и обра стос, в народной массе пробивал себе до зованной верхушкой византийского об рогу не как искупитель рода человече щества, и верой народной. Народные ского от греха и смерти, а как чудотво масеы принимали очень мало участия рец, действующий чрез свои чудотвор в богословских спорах и выходили из ные н „нерукотворные" изображения; повиновения церковному центру только рядом с его культом в X I в. расцветает тогда, когда гонения со стороны при культ богоматери—вводятся в честь ее верженцев ортодоксального правосла праздники (рождество богородицы, бла вия обрушивались на еретических чле говещение и уепение) и появляются нов клира, популярных среди задавлен ее чудотворные иконы. Так же санк ного всяческими поборами и повин ционируется Ц. дуалистическое объ ностями населения, или тогда, когда,— яснение жизни мира, в особенности как, напр., в эпоху иконоборческой по отношению к болезням, эшсзоотиям, -ереси,—затрогивались основные эле неурожаю, стихийным бедствиям; тео менты народной религии. В последней, рия беса получает свое богословское несмотря на все усилия церковных ру обоснование (еще в Ш в. у Юстина ководителей, упорно держался целый мученика), а в обиход церковной обряд ряд существеннейших элементов преж ности вводятся особые чины и молит них религий, ив ее идеологию никакими вы для изгнания бесов, для огражде мерами не удавалось продвинуть спеку ния от них домов и хозяйственных лятивные тезисы официального символа построек, а также особые богослужеб веры. Еще в самом конце ХП в. рядом е ные чины на случаи засухи, ненастья, христианскими праздниками крестьян на ебор винограда, на благооловение ство справляло и прежние праздники в сетей и т. д. Эта народная религия, честь Пана, Диониса и других богов, со в сущности, представляла из себя блюдало культ священных рощ и места прежнюю религию, лишь одетую внеш ми статуй богов, прибегало к помощи ним образом в христианский наряд; прежних волшебников с их амулетами, она безраздельно господствовала (и талисманами и заговорами; деревен господствует доееле) в восточной ский, а отчасти и городской клир под деревне и захватывала также низшие давался также влиянию старых тра слои городского населения, а культ диций и принимал в качестве жертв святых и икон разделялся также и к алтарю в праздничные дни молоко, общественной верхушкой. Прямую про мед, хлеб, овощи, плоды, домашнюю тивоположность представляли нз себя птицу и домашних животных. В со христологические споры, возникшие знании бесплодности прямой борьбы на почве никейско-александрийекого •ео старыми верованиями и культами символа; они волновали высший клир, руководители Ц. перешли к приспособ разделяли его на партии, а за епископа лению христианских верований и куль том тянулись, с одной стороны, связан та к народным требованиям, чтобы та ные с тем или иным епископом обще ким путем вытеснить из быта старую ственные круги, а с другой—подчинен религию в неприкрашенном виде. Вы ный ему клир; таким путем принципи-