
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
363 Церковь» 364 были нарушены, в силу чего культур ные различия и особенности сразу вновь обострились и выступили на первый план. В церковно-религиозной сфере эта реакция выразилась, глав ным образом, в форме возникновения на востоке так наз. ересей (см. X X , 82), 1. Греко-восточная или византий в то время как запад, имевший лишь ская Ц. Первоначальная христианок. Ц. один идеологический центр в Риме, сложилась окончательно в I V в., когда остался незатронутым этим движением. был сформулирован на никейском и Ереси на востоке возникали в различ константинопольском соборах ее сим ных областях, в различных культур вол веры (см. вселенские соборы, X I ,ных центрах; их значение, как будет 500/502); она получила право на легаль указано ниже, было не только рели ное существование, выработала свою гиозное, но также и национально-поли организацию и обеспечила себе под тическое; в то же время непрекращаю держку государственной власти (см. щееся еретическое движение на во христианство). Территориально пре стоке заставляло запад особенно осто делы первоначальной Ц. совпадали рожно относиться к восточной части Ц., с пределами Римской империи; фор вмешиваться в споры в качестве храни мально единая, она, однако, уже в I V в. теля православия, а это влекло за со обнаруживает известные черты колеба бою неизбежные трения между запа ния вследствие наличия некоторых важ дом и востоком, ослаблявшие церков ных местных различий. Эти различия ные связи между ними. К этому надо неминуемо должны были обнаружить еще прибавить, что не существовало ся в церковно-религиозной сфере, как никакого постоянного верховного орга они существовали и давно уже давали на церковной власти; патриархи счи себя чувствовать в социально-полити тались равноправными и не зависели ческой области; запад и восток импе один от другого, вселенские соборы рии, несмотря на трехвековую работу собирались редко, а императорская объединительного процесса, все же во власть, которая могла бы играть роль многих отношениях были областями связующего органа, сама раздроби существенно различной культуры: при лась еще в конце I H века. Таким обра этом запад был более цельным, чем зом, разделение единой Ц. на восточ восток, так как культурное превосход ную и западную было неизбежно; фак ство Италии над отсталыми западны тически оно произошло в середине ми провинциями обеспечивало единое V века, когда западная империя рух руководящее начало, а восток не имел нула под ударами германского наше такого же единого руководящего цен ствия и оборвались последние, еще оста тра, ибо почти все восточные провинции вавшиеся связи между востоком и за за немногими исключениями, имели падом. Формальная фикция единства каждая свое богатое культурное про Ц., правда, с грехом пополам поддер шлое, свое своеобразное лицо, а объ живалась еще до 1054 года, когда, единяющие факторы (греч. язык, неко после ряда острых конфликтов, про торые греч. культы) были недостаточ изошел официальный и окончательный ны, чтобы связать восточные области разрыв (см. папство, X X X I , 136/39); в одно культурное целое. Наиболее фактически же в течение уже шести действенным связующим фактором ме веков до этого решительного момента жду западом и востоком и областями западная и восточная Ц. жили ка внутри востока была, конечно, взаим ждая своей особенной жизнью. Во ная экономическая зависимость про сточная Ц., наз. иначе греко-восточной винций Римской империи, проистекав или византийской (также православ шая из специализации производства ной), территориально обнимала перво в отдельных областях и приводившая начально восточные провинции Рим к оживленному торговому обмену; но ской империи (собств. Грецию, Малую в ГУ в. и эти экономические связи Азию, Сирию и Палестину, Египет); обычно сектами; судьба их бывала различна—одни скоро погибали под ударами соединенных сил государства и Ц., другие сохраняли более длитель ное существование и или разлагались постепенно, или превращались также в организации господства.