
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
т Художественная п р о м ы ш л е н н о с т ь . 93 личного покупателя. Продукты X. п. ных в новой силе—машине, они, ратуя стали товаром, который покупается, как за то, чтобы вернуть красоту обыден всякий товар. Это было в Греции в IV в., ной жизни и обстановки, по возмож в Европе X V I столетия. Необходимость ности всем, звали назад к ручному работать на рынок заставляла произ труду и источник спасения видели в водить изделия X. п. быстро, наспех, обращении к маетеру-ремесленнику. подлаживаясь под вкусы, стремяеь Это движение внесло некоторое ожи победить конкурентов оригинально вление, но не разрешило задачи. Род стью и необычайностью. Нервный ха ственное течение несколько позднее, в рактер городской торговой жизни тре 1870-х годах, и опять в связи с инду бовал быстрой смены, и темп погони за стриализацией X. п. мы встречаем в новыми формами ускорялся по мере Германии и Франции и еще позднее усовершенствования техники и обраще в России, ния. Своеобразие новой машинной тех Так было в старой Европе. Около ники изменило совершенно X. п. эпохи 1876 г. приступила к разрешению этого промышленного капитализма. С инду вопроса С. Америка, бедная старым ху стриализацией производства мастер, дожеством, но богатая новою техникою. как единый творец, исчез. Между ма Более свободная от ретроепективизма, стером и продуктом творчества стала она не обращала взоров на ремесло и машина. Функции производственного ручной труд. Она старалась разре процесса расчленились. Оторванный от шить проблемы применением новейших производства, художник утратил искус средств. Она приготовляла каждую ство сообразовать приемы своего твор вещь при помощи наиболее усовер чества с целью и особенностями мате шенствованных приемов современной риала данных предметов потребления. техники и получала наиболее удобные, Вещественные формы одних предме прочные, красивые и целесообразные тов переносились на другие- Фарфо виды изделий. „Именно потому, что аме ровая чашка имела вид бочки, стеклян риканская мебель так практична, что ная посуда походила на фарфоровую. американские серебряные сервизы, X. п. была в руках предпринимателя, железные изделия и т. п. так целесооб некультурного, преследовавшего лишь разны, именно потому они кажутся свои выгоды. Он подчинил своей воле нам красивыми, именно потому они техническое искусство рисовальщиков действительно красивы", стали го и модельщиков, которые постепенно ворить теоретики искусства (Воде). превратились, в силу экономической Достижения С. Америки в области зависимости, в бездарных рутинеров. X. п., показанные на Парижской вы Этот процесс можно было наблюдать ставке 1889 г., свидетельствовали о всюду, где машинный способ произ значительных успехах в деле разви водства вытеснил ручной труд из са тия оригинального ^ вкуса. Выставка мых широких отраслей X. п. 1900 г. обнаружила ясно превосходство Раньше всего это произошло в Ан С. Америки в этой области над дру глии, наиболее передовой индустриаль гими. С этого времени С. Америка де ной стране конца X V I I I и первой поло лается законодательницей X. п., и со вины X I X века. В начале своего раз вершается перелом в области X. п. вития промышленный капитализм там в Европе. •нанес тяжелые раны X. п. Явилось отчаяние в возможности соединить требования красоты и техники. При ходили к убеждению, что „каждый шаг культуры грубо растаптывает некото рые из тех цветков, которые распу скались на почве наивно-прекрасной". Под влиянием этого создалось в сере дине X I X в. движение, во главе ко торого стали Д. Рескин (ем.) и Моррис {см.). Не видя возможностей, заключен. Не бегство от машины, не отрица ние этого нового формотворчеекого фактора, не возвращение к ремеслу являются теперь отправным пунктом нового европейского движения. Гер манский производственный союз (Веркбунд), образовавшийся в 1907 г., ставя своей задачей добросовестную заботу об единстве качества изделия, формы и целесообразности, думает достичь этого единства слиянием рационально445/3