
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
•95 Художественная промышленность. 95 вости в промышленности может быть риоды расцвета X. п., диспропорция признан аэроплан, машина, так как в них их приводит к упадку. Кроме периодов все формы продиктованы максималь расцвета и упадка, X. п. на протя ной технической целесообразностью, и жении своего существования пережила они идеально сконструированы сооб ряд изменений в связи с изменениями разно с законами механики. Ими можно хозяйственных систем, так как господлюбоваться как предметами большой твующая система определяет для дан ного этапа характер X. п. художественной законченности. В феодально-общественных форма Если и нет доныне общепринятого согласия относительно X. п., то все- циях X. п. производилась для собствен таки ясно уже теперь, что перевес ного потребления, являясь частью до переходит на сторону второй точки машнего или крепостного дворцового зрения. В связи с этим вее яснее вы хозяйства. Такова X. п. в древнем ступает большое социальное значение Египте, в феодально-архаической Гре X. п. Производимая ею посуда, мебель, ции, в Западной Европе в эпоху го ткани, аппараты и инструменты, коро сподства натурального хозяйства в че—все то, что постоянно окружает нас феодальных монастырских владениях, и действует на нашу психику, все в русском барском поместьи X V I I I и это нечувствительно организует наше начала X I X века. Во всех этих слу восприятие, формирует воображение, чаях X п., создаваемая ремесленни исключительно незаметно, но последовательно отра ками, обслуживала нужды хозяина и того хозяйства, в жается на нашей личности и всем об ществе. С этой точки зрения в вещах пределах которого она творилась. Там, скрыт запас громадной силы, органи где в городах, оттеснивших поместья, зующей общественную психологию. От имелись ремесленные цехи и корпора сюда вытекает громадная социальная ции, и где рядом или выше феодаль роль, выпадающая на X. п. в деле спе ного класса становилась ремесленная циально психологической организации буржуазия, X. п. изготовлялась на за общественного бытия. Поэтому вопрое каз или отдельных богачей, или го о X. п. в настоящее время привлекает родского коллектива. Так было в клас к себе всестороннее внимание. Он не сической Греции V I — V веков, в Ита только ставится на страницах журна лии X I I — X V веков. Изделия X. п. лов, но и входит в круг обсуждения отличались высокими качествами ве органов, ведущих художественную по щества, так как все предметы дела литику. Этот вопрое и ео стороны об лись на продолжительное время и щественности вызывает широкий инте прочность ценилась выше новизны. рес: создается общество содействия X. Понижению качества формы мешали п. с широкими задачами. Нужно учесть в феодальном и дворцовом производ еще и то, что X п., выполняя свою со стве вкус потребителя, а в ремеслен циальную функцию организации обще ных организациях, работавших на за ства, е одной стороны, должна созда каз—связь художника е ремеслом. вать предметы, удовлетворяющие уже В квалифицированном ремесленнике существующий вкус массового потре были сильно развиты те производ бителя, и, с другой стороны, она дол ственные черты, то мастерство, кото жна содействовать продвижению худо рое на ряду с ремесленником изобли жественной культуры, изменяя суще чало в нем художника, хотя он худож ником себя и не считал. Высокое ка ствующий вкус. 2. Главные этапы развития. X. п. чество целесообразности вытекало из имеет три основных элемента: 1) каче характера процесса технической обра ство щ^одукции вещества, 2) качество ботки. Этот процесс был тесно свя формы и 3) качество целесообразности. зан с процессом конструктивности в Все эти качества с первобытных вре одном лице — ремесленнике, который мен и до ваших дней в той или иной был в одно и то же время организато степени всегда присущи X. п. Наи ром производства и производителем. большее соответствие этих элементов С развитием торгового капитализма друг другу, их единство создает пе X. п. стала работать на рынок, на без-