
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
3 КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ. 4 порядок пересмотра конституций, при законодательный путь. И если под да чем и здесь действуют первичные со влением особых событий в 1919 г. было брания и особое собрание для пере введено пропорциональное избиратель смотра конституции. Даже конститу ное право и была принята резолюция ция Луи Наполеона предусматривала о предоставлении избирательного права особый порядок всенародного голосо женщинам, то последнее пожелание, вания или плебисцита, при помощи несмотря ни на какие права .человека коего миллионы избирателей могли и гражданина", до сих пор не осуще отвергать или утверждать конститу ствлено. ционные поправки. Ничего подобного За отсутствием всенародного голосо мы не находим в пресловутых конститу вания центр тяжести государствен ционных законах Третьей республики. ного устройства Ф. естественно пере Здесь .народ" или .нацию" с ее все несен на ее законодательный корпус. народным голосованием целиком за Парламент, таким образом, становится меняет «Национальное собрание", соз непосредственным носителем сувере данное из сената и палаты депутатов, нитета. И это тем более, что в Третьей при чем, что весьма характерно, имен республике отсутствуют и те сдержки, но бюро сената принимает на себя которые обыкновенно устанавливаются функции бюро Национального собрания. при помощи конституционной гаран Как очевидно, .нация* здесь передо тии основных прав граждан. Подобные верила свою учредительную власть ограничения встречаются и в прежних законодательному корпусу, и совер конституциях Ф. Так, еще в 1179 г. шенно нельзя усмотреть, каким путем было провозглашено: .Законодательная суверенный .народ" мог бы отнять у власть не может издавать законов, Национального собрания его полномо которые нанесли бы ущерб или послу чия и перенести их на непосредствен жили препятствием к осуществлению ное голосование всех избирателей. естественных и гражданских прав' Факты целиком оправдывают наше (раздел 1, § 3). Конституция Третьей утверждение. Частичные пересмотры республики совершенно свободна от конституции и .органических* законов ограничений, имеющихся в конститу производились несколько раз (в 1884 и ции Сев.-Америк. Соед. Штатов, где на 1886 гг.), а в последнее время в 1919, страже личных прав, лежащих в ос 1922 и 1926 гг., однако ни разу в этих нове классового строя, стоит твердая случаях ни о каких народных конвен судебная защита в виде деятельности тах или плебисцитах не было и речи. Федерального суда. Ограничения зако Подобным же образом дело обстоит и нодательной власти французского с правами „человека и гражданина". парламента построены на иных осно Никакого реального значения эти ваниях. Вряд-ли здесь можно говорить права, установленные в эпоху Великой об общем .недоверии к представитель французской революции, сейчас не ным учреждениям", которое присуще имеют. Их декларативный характер демократическим республикам. Если весьма способствует такому чисто конституция Ф. содержит известные идеологическому значению. Все со ограничения, то они продиктованы со циальное законодательство Ф. прошло всем иными соображениями. Здесь помимо этих прав. Ни положения о идет речь о недоверии крупной бур пенсиях по социальному страхованию, жуазии к представителям средней и ни новые положения о разделении мелкой буржуазии, которые могут, по государства и церкви, ни законы об бывшим уже примерам, повернуть го обязательном обучении, ни даже та сударственный корабль слишком на кие акты, как закон о свободе печати лево. Вот почему идеолог Третьей рес 1881 г. или закон об устройстве собра публики, Прево-Парадоль, и говорит в ний в закрытых помещениях 1907 г., в своей книге . 0 Новой Франции": конституцию не введены. Даже права .Облеченное своего рода особою и все на народное представительство входят общею властью во внутренних и внеш в состав не конституционных, но .орга них делах народа, над составом и нических* законов, проходящих общий деятельностью исполнительной власти,