
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
457 Франсе. 458 даже самых жестоких фанатиков рево бы также бежать из прекрасной родины, люционеров, но в то же время явно как другому ненавистнику войны, Ро отдает предпочтение перед ними тво мен Ролану. Ф. гордо и мужественно за рящему какую-то фатальную трагедию явил о своей симпатии к коммунистам, по воле сверхчеловеческих сил, другому о своей вере в то, что только их рево герою, опять-таки новому Жерому люционные пути могут предохранить Куаньяру, объективному, спокойному человечество от гибели в когтях раз и, в своем уравновешенном спокойном нуздавшегося империализма. Однако, равнодушии, мудрому, свободному и груда клеветы, которой осыпали Рос святому литератору. Ф. как бы заранее сию, неудача революционных вспышек хотел сказать, что революция, которой в Европе, сильное влияние, которое он готов служить, несомненно проявит оказывали на Ф. не-революционные страстность, жестокость, что он, Анатоль пацифисты, очень сильные во Франции, Франс, понимая внутренние корни ре может быть, и недостаток влияния, волюционных настроений, не осудит при этом умелого влияния, на преста их, хотя многое дорогое ему пало под релого писателя со стороны французских ударами революции, но что сам он коммунистов,—все это повело к тому, будет продолжать стоять на высотах что в годы, непосредственно предше объективной истины, широкой гуман ствующие смерти, Ф., оставаясь про ности, глубокого понимания внутренней грессистом и социалистом, стал отхо закономерности исторического явления. дить от острых революционных позиций Не больше. и сближаться с передовым крылом лиГромадный успех среди читающей берально-псевдо-социалистических па публики и в особенности среди пере цифистов. Этим объясняется то, что довых кругов имела „La revolte des после его смерти такой передовой anges" (1914). Великолепное продолже и почти коммунистический журнал, ние вольтеровской борьбы с церковью как „Clarte*, выступил против него и религией. Вряд ли какое-нибудь про и старался оценить его, как буржуаз изведение Вольтера может быть поста ного эстетика и сомнительного по влено рядом с этой буффонадой, искря путчика. Однако, в русской и между щейся остроумием, захватывающей по народной коммунистической оценке эта фабуле, неожиданной по эпизодам точка зрения почти не нашла отклика. и, смеясь, больно щелкающей всякую Ф. именно потому, что он был утон ченнейшим представителем культуры, религию. взбунтовался против хозяина этой куль Новая громадная беда обрушилась на всю французскую культуру—война. туры—капитала. Он сделал незабывае В первую минуту Ф. поколебался. Влю мое и чрезвычайно важное усилие осво бленный в культуру и, прежде всего, бодить эту прекрасную рабыню гнус во французскую культуру, Ф. на ми ного хозяина жизни и связать ее нуту увлекся идеей защиты прекрас самыми крепкими узами с новым хо ного отечества. Очень скоро, однако, зяином жизни, который несет с собой он охладел. Недаром, незадолго до новый разумный ее порядок. Позиция войны, он сделал свое историческое Ф. могуче подкрепила рабочее дви исследованиже об Орлеанской Деве жение, ибо он явился, в качестве всеми („Vie de Jeanne d'Arc", 2 т., 1908), в ко признанного мудреца, необыкновенно тором как раз с холодной вдумчивостью веским свидетелем в пользу глубокой и иронической улыбкой на уетах разо культурности коммунизма. В то же брался он в горячечных легендах время он явился страстным прокурором искусственного патриотизма. Ф. свел против буржуазного строя, которому дружбу с наиболее страстными нена лавровый венок, надетый на его голову вистниками войны и оказался в союзе всеобщим признанием, придавал совер с коммунистами. С невероятным бешен шенно исключительный вес. Л. Луначарский. ством встречена была эта новость. Если Ф р а н с е , Рауль, ботаник, род. в 1874 г. оы Ф. не был признанным великим писателем и гордостью французской в Вене; директор частного биологиче литературы, то ему, вероятно, пришлось ского института в Мюнхене. Известен,