
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
(659 ^fl(^8tm ИНИН] 660 очередь давали свой флот. В V и пер сен находит еще особый „своеобразный вую половину IV в. мы не видим проя стиль"). Нельзя думать, что финикияне влений недовольства персидским вла изобрели стекло, как думали греки: дычеством в Ф., и лишь в средине IV в. стекло было гораздо ранее известно во время египетского восстания Сидон египтянам, и финикийские купцы яви» уже действует против персидского лись лишь распространителями этого царя Артаксеркса Оха, за что терпит изобретения. Особенно велико было от последнего серьезную экзекуцию. влияние на финикиян в раннее время Вскоре вся Ф. подпадает под власть вавилонской культуры: мы видим, что Александра Македонского (333 г.). Тир, в эпоху эль-амарнской переписки (XV— оказавший сопротивление, был наказан. X I V вв.) вавилонский язык н вавилон Позднее, за преобладание в финикий ские письмена были языком местной ди ских гаванях борятся египетские цари пломатии, но, конечно, финикияне соз Птолемеи и сирийские Селевкиды (Ш дали кое-что и свое. Вероятно, впервые и П в. до нашей эры). Финикийская они стали применять пурпуровую кра торговля тем не менее продолжает про ску из улитки багрянки (см.). Трудно цветать (большую роль играет Сидон). сомневаться в том, что они для своих В городах сохраняются туземные цари, коммерческих целей создали удобный стоявшие в васеальной зависимости по алфавит, который чрез посредство гре б. ч. от Птолемеев (Филокл Сидонский ков лег в основу современных европей в Ш в.). Ф. в сильной степени воспри ских алфавитов.—Финикияне не могли нимает и греческую образованность: влиять на греческую культуру Эгей вырабатывается здееь особый тип ского периода (см. X V I , ст. 547 сл.), но зато они оказали сильное влияние •сирийско-эллинской культуры. В I в. до нашей эры Ф. вмеете с Си на греческое средневековье и часто рией перешла под власть римлян н упоминаются в „Илиаде" и „Одиссее" сделалась частью провинции Сирии. (см. XVI, 559 я 562). Знакомясь с куль Торговля финикийских городов попреж- турой Египта и Месопотамии чрез по нему была значительна: тирских куп средство финикиян, греки стали при* цов мы находим в италийских гава писывать им и создание многих куль нях Остии, Путеолах и в других меетах турных ценностей и даже выводить от них свою культуру. запада. вляла из себя такого самостоятельного ная финикийская религия, повидимому,' Типа, каким являлись культуры: еги возникла в обстановке, близкой к пус петская, вавилонская и хеттитская. тыне. Это—религия всех семитов - но Отсутствие значительной территории мадов, знающих пустыню н цветущие повело к тому, что финикияне не соз оазисы. Культ палящего солнца (Ваал, дали из себя значительного народа, Молох), культ животворящего рано ке создали они и национальной куль умирающего весеннего солнца (Адонтуры. Выше было отмечено, что Ф. явля Адонис, Эшмув), культ женского произ* лась путем, где перекрещивались раз водительного начала, матери - земля личные политические влияния; то же (Астарта)—вот главные божества. Да-i приходится сказать и о финикийской лее,мы видим остатки фетишиотических культуре: в искусстве, в религии мы культов: культ остроконечных, конусов находим элементы египетские, вавилон образных камней, столь выделявшихся' ские, хеттитские; позднее—греческие. в однообразной пустыне (храм в Па В сохранявшихся остатках финикнй» фосе на Кипре, описанный Тацитом--' ских построек (храмов) очень заметно Hist. 2,3). Существовал культ деревьев; египетское влияние; встречающееся слившийся с культом Аетарты. (в этом в разных местностях (в Нимруде в Ас культе Астарта именовалась Ашерой). сирии, на о. Кипре, Крите, в Пренестэ По переходе к оседлости в прибреж в Италии я проч.) финикийские серебря ной полосе в различных поселенияхные я бронзовые блюда и чаши имеют культы стали усложняться: божествам в своем орнаменте или ассирийский природы стали приписываться различ стиль или египетский (правда, Поуль- ные культурные свойства. -Так^в Т и т Финикийская культура не предста Финикийская религия. Первоначаль¬