
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
265 Фетишизм 266 место по значению занимает „Универ или-видимые предметы на небе или сальная биография музыкантов и общая земле", повторяет, собственно говоря, библиография музыки"-—самое обшир определение Спенсера. Наиболее попу ное сочинение в этой области. Собствен лярно определение Тайлора, видящего ных композиций Ф. много, но они не в Ф. учение о духах, воплощенных имеют художественного значения. Л". С. в вещественных предметах или дей Ф е т и ш и з м и фетиш (от португаль ствующих через них. Но для Тайлора Ф. ского feitico—лат. factitius, от facere, является только отделом, подчиненным делать — искусственно сделанный, его анимистической теории о духах также чудесный, заколдованный). Фе и душах. Он при этом из Ф. исключает тишами португальцы называли свои культ животных, растений, явлений •амулеты, талисманы, четки и образки природы, идолов и т. д. Шульце опре святых. Когда они завели торговые ко деляет Ф., как почитание чувственно лонии на западно-африканском берегу, почитаемых предметов, которым при бни перенесли это имя на почитаемые писываются особые каузальные (nrsachтуземцами небольшие неодушевленные liche) силы с антропоморфными свой предметы. Впоследствии исследователи ствами. Лёббок считает Ф. простым •религий распространили этот термин колдовством, основанным на таком ре на культ чувственных предметов лигиозном состоянии, когда человек по •других народов, придав ему самые лагает, что он может заставить бо .разнообразные и нередко противоречи жество удовлетворить его желаниям. вые значения. Так, французский писа- Можно было бы дать еще целый ряд • тель де-Бросе, первый, обративший вни разнообразных определений Ф. Одни мание на Ф. (в 1760 г.), как на отдел писатели расширяют понятие о нем •религиозных верований, включил в него до натуралистической религии, дру все материальные объекты человече гие—ограничивают его определенной ского поклонения, не исключая живот категорией культовых признаков или ных и растений. Он понимал при этом суживают его до почитания одних это поклонение, как грубый культ са предметов человеческой индустрии мих предметов, а не как почитание их (как меч, копье, орудие производства в качестве символа или обиталища ду и т. д.). Для одних сущность Ф. за ховного начала. Конт в своем законе ключается в инкарнации духа в объект трех стадий (теологической, метафизи поклонения, для других—в оживотвоческой и позитивной) развития чело рении самих предметов (т. е. в так на вечества отводит Ф. место первой фазы зываемом аниматизме); третьи допу теологической стадии, вслед за кото скают обе категории религиозных пред рой следует фаза политеизма. Ф. по ставлений. Мы видим, таким образом, Конту состоит в обоготворении при что слово Ф . имеет свою этимологию роды и в признании всех предметов и историю, но что в догматическом одушевленными. Солнце, луна и земля отношении его нельзя считать научным у.него выступают, как. „великие фе термином с определенным содержанием. тиши" (grands - fetiches). Де-Бросе из Шурц, Джевонс, миссионер Bran и др. своей системы Ф. выключил поклоне уже указали на неудобство пользова ние солнцу в отдельный культ. Совер ния этим термином в виду его разно шенно другой .взгляд высказывает речивого понимания. Комитет 'Британ Спенсер. Полагая, что почитание не ской Ассоциации наук по составлению одушевленных предметов может быть программы для собирания сведений объяснимо, только, верой в обитающих * антропологии (ем. „Notes and Queries по в них: духов, .он приходит к выводу, on Anthropology", London, 1912) сове что последние. должны быть, душами тует собирателям данных по верова покойников. Так. обр., Спенсер связы ниям избегать в своих записях упо вает Ф.,. как производное явление, со требления термина Ф., применяя его •своей теорией о происхождении релитолько в его историческом смысле для гии из культа предков. Липперт, рас описания ограниченного класса чудо сматривая Ф., как „веру в то, что души действенных предметов в культе за умерших поселяются во все осязаемые падно-африканских негров. Но не взи-